ГИБДД -про "шоковую терапию", самокаты, проекционные переходы и безопасность на дорогах
За последние пару лет присутствие ГИБДД в медиа-пространстве увеличилось в разы: сотрудники комментируют все значимые события, начиная от привычной статистики и заканчивая изменениями в законодательстве. Мы расспросили начальника ФКУ «Научный центр безопасности дорожного движения МВД России», полковника полиции Дмитрия Митрошина, какие виды ДТП теперь случаются чаще, что нужно сделать для того, чтобы российские дороги стали совсем безопасными, и какие дорожные инновации уже работают.
Самая актуальная тема последнего времени — это самокаты и безопасность. Как Вы думаете, почему этот вид транспорта оказался таким сложным для урегулирования и что нужно сделать для полного наведения порядка?
Действительно, в последнее время отмечается рост продаж так называемых средств индивидуальной мобильности, оснащенных электродвигателем. Наибольшей популярностью пользуются электросамокаты, получившие статус «транспорта последней мили». Они позволяют добраться от дома до станции метро, от остановки автобуса до офиса. Тем самым они берут на себя транспортную функцию, разгружая дороги от общественного и личного транспорта.
В то же время их эксплуатация в настоящее время носит стихийный характер, что приводит к росту соответствующей специфической аварийности. Так, в 2020 году зарегистрировано 331 ДТП, в котором погибло 6 человек и ранены 347.
Пожалуй, главная проблема правового регулирования в данной области связана с разноплановостью технических и эксплуатационных характеристик средств индивидуальной мобильности, оснащенных электродвигателем, что затрудняет их классификацию и, следовательно, дифференциацию требований к ним. Необходимо учитывать принцип передвижения, мощность двигателя, максимальную конструктивную скорость и прочие критерии. Соответствующий национальный стандарт позволил бы прописать для пользователей правила поведения в дорожном движении, а также определить порядок допуска к нему.
Расскажите, пожалуйста, о таком нововведении как скрытый надзор. Чем обоснована его необходимость, как это будет работать и т.д.
Основной формой несения дорожно-патрульной службы является патрулирование с использованием автомобилей с нанесенной цветографической схемой. Скрытое патрулирование (надзор) не является нововведением – это один из частных методов работы, используемый, в основном, для борьбы с отдельными видами правонарушений.
В первую очередь, это факты опасного вождения, выезда в нарушение правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, превышения установленной скорости движения, нарушений правил проезда пешеходных переходов, правил пользования телефоном водителем.
При этом обеспечивается взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства.
Весь мир движется навстречу беспилотному транспорту. В России также работают над новыми законопроектами, чтобы ускорить возможность использования беспилотников на дорогах общего пользования. Оцените, пожалуйста, готовность наших дорог к такому виду транспорта. Какие меры, на Ваш взгляд, нужно принять для ускорения процесса?
Развитие использования беспилотного транспорта связано с интеграцией большого количества информационных и коммуникационных технологий в области дорожного движения. От этого зависит появление и развитие кросс- функциональных и межотраслевых решений, касающихся обустройства автомобильных дорог, что является необходимым условием для функционирования беспилотного транспорта.
Все эти системы подразумевают соответствующее оснащение автомобильных дорог специальным оборудованием, что требует определенного времени и ресурсов.
На пути к беспилотным автомобилям предстоит решить много не только технологических, организационных, но и юридических задач, определив правовой статус как его пользователей, так и разработчиков. Это позволит распределить ответственность между всеми субъектами и, в конечном счете, обеспечить безопасность на дорогах.
Расскажите, пожалуйста, об инновациях, которые сейчас используются в работе ГИБДД. Кaкиe планируется ввести в ближайшем будущем?
В 2021 году обновлен паспорт национального проекта «Безопасные качественные дороги». В новой редакции паспорта структура национального проекта расширена с 4 до 6 федеральных проектов, один из которых — «Безопасность дорожного движения» — курирует МВД России.
Госавтоинспекция подключает все новые инструменты воздействия, использует креативные способы изменения установок и ценностей по отношению к соблюдению правил дорожного движения, в том числе с помощью социальных сетей. Мы активно внедряемся в молодежное интернет- пространство, заводим аккаунты в популярных социальных сетях и, замечу, собираем достаточно внушительные целевые аудитории. Совершенствуется техническое оснащение надзорной деятельности.
Одним из приоритетных направлений деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения стала борьба с нетрезвыми водителями. Для повышения эффективности применяемых в данном направлении мер в ближайшем будущем планируется использование технических средств индикации наличия абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе. В настоящее время проведен ряд организационных и правовых мер, связанных с регламентацией данного направления, и признания результатов их использования (при положительном значении) основанием для проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Оцените, пожалуйста, безопасность российских дорог с точки зрения их оснащения. Такие средства Вы считаете наиболее эффективными? Например, те же проекционные переходы: можно считать их успешными? Что, на Ваш взгляд, в России могли бы задействовать и активнее использовать исходя из зарубежного опыта?
В настоящее время ГУОБДД МВД России поддержано проведение эксперимента по применению проекционной горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 в качестве дополнения к техническим средствам организации дорожного движения, предусмотренным ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в Кировской области, Ямало-Ненецком автономном округе, Красноярском крае и Свердловской области. Эксперимент позволит провести объективную оценку данного технического решения и сделать выводы о его преимуществах и недостатках, в том числе в сравнении с искусственным освещением.
Конечно, мы внимательно следим за инновациями, применяемыми за рубежом. В частности, в фокусе внимания подходы к соблюдению скоростного режима как одного из основных факторов риска.
Простые ограничение и полицейский контроль не всегда дают нужный эффект. Поэтому наши зарубежные коллеги активно применяют средства успокоения движения, делая упор на психологических аспектах восприятия водителя ситуации. Например, в европейских государствах для ограничения скорости на дорогах, проходящих через населенные пункты, активно применяется изменение типа покрытия: районы плотной настройки вымощены брусчаткой, которая не дает водителю забыть, где он находится, и заставляет следить за скоростью. Используются так называемые «шлюзы», создающие визуальные эффект сужения дороги и заставляющие водителей снизить скорость, быть более внимательными.
Например, в Италии, если будет установлен факт, что водитель транспортного средства в населенном пункте двигается с превышением установленного ограничения скорости, то на ближайшем регулируемом перекрестке по направлению движения включится запрещающий сигнал светофора.
За последние несколько лет качество дорог в России существенно улучшилось, во многом благодаря нацпроекту БКД. Тем не менее, аварии происходят и зачастую довольно тяжелые. Какие виды ДТП сейчас преобладают на российских дорогах? Какие меры, на Ваш взгляд, необходимо принять для их уменьшения?
Наиболее частыми видами ДТП в 2020 году являлись столкновение транспортных средств и наезд на пешехода. Высокой тяжестью последствий характеризовались наезд на пешехода, опрокидывание, съезд с дороги и наезд на лицо, не являющееся участником дорожного движения, осуществляющее несение службы, производство работ и другую деятельность. Рост всех трех основных показателей аварийности отмечен в таких видах ДТП, как наезд на велосипедиста и наезд на животное.
Основными факторами и угрозами в области безопасности дорожного движения являются управление транспортным средством в состоянии опьянения, травматизм пешеходов как наиболее уязвимых участников дорожного движения, выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, и ошибки в выборе скоростного режима движения.
Несмотря на предпринимаемые меры, проблема дорожно-транспортного травматизма с участием водителей в состоянии опьянения остается актуальной. Более четверти всех погибших в ДТП в 2020 году получили смертельные ранения в происшествиях с участием водителей с признаками опьянения. Одним из путей решения данной проблемы может являться разработка и внедрение единой цифровой модели контроля состояния здоровья водителя, основанной на принципах риск-ориентированного подхода, предупреждения фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения, которая позволит оцифровать существующий массив административных данных о таких фактах, об иных противоправных действиях, совершенных гражданами в состоянии опьянения, а также результаты обязательного медицинского освидетельствования, внеочередного медицинского освидетельствования, данные предварительных, периодических, предрейсовых и послерейсовых осмотров. Одновременно может быть решена задача создания электронного реестра медицинских заключений о допуске к управлению транспортными средствами.
Более четверти всех погибших в ДТП в 2020 году являлись пешеходами. В целях обеспечения их безопасности целесообразно применение комплексного подхода к обустройству пешеходных переходов (надземных, подземных, наземных). В этой связи проектирование данных мест должно выполняться с учетом оптимальной организации пешеходного движения, моделирования и прогнозирования дорожной ситуации, с последующим анализом результатов внедрения.
Наибольшей тяжестью последствий по-прежнему характеризуются ДТП, произошедшие при выезде на полосу встречного движения. Четверть всех погибших в 2020 году получили смертельные ранения именно в таких авариях.
Более десятой части всех погибших в 2020 году получили смертельные ранения в ДТП, связанных с несоответствием скорости конкретным условиям движения и превышением установленной скорости движения. Для минимизации влияния этого фактора целесообразно установление скоростных режимов движения на основе общих принципов и правил определения скоростных ограничений на конкретных участках с учетом состояния безопасности дорожного движения, категории дороги, качества дорожной и особенностей прилегающей инфраструктуры, а также общественного мнения. При этом приоритет должен отдаваться инфраструктурным решениям, позволяющим обеспечить безопасность дорожного движения на соответствующих скоростях.
В настоящее время в отдельных регионах Российской Федерации реализуются пилотные проекты по указанным выше факторам риска. Их успешное завершение позволит тиражировать выработанные передовые подходы на всю территорию страны.
Госавтоинспекция часто проводит довольно необычные акции по пропаганде безопасности дорожного движения. Недавно на Ямале установили фигуру смерти с косой. Какие еще креативные акции проводятся в стране?
Подобные методы воздействия на правосознание граждан в профилактической деятельности Госавтоинспекции являются своего рода «социальной рекламой» и их действительно в полной мере можно назвать «шоковыми». Аналогичный опыт был реализован в Архангельске, где также был использован такой манекен. Акция была направлена на соблюдение скоростного режима.
Именно шоковые элементы выводят участников из состояния эмоционального равновесия, вызывая у них потрясение и заставляя переключаться с обыденных вещей и мыслей на восприятие рекламного сообщения против своей воли.
Однако применение шоковых элементов имеет краткосрочный эффект. Для более эффективного воздействия в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» проводятся масштабные акции, например, «Однозначно!», в ходе которой четко ставилась цель следовать требованиям дорожных знаков, ограничивающих скорость. Так же есть кампания «Внимание на дорогу!» направлена на исключение фактов отвлечения внимания водителей на постороннюю деятельность, главным образом, использование гаджетов.
Пропагандистская работа должна строиться на системной долгосрочной основе и имеет отложенный во времени «кумулятивный» эффект.