Россия предложила пересмотреть Венскую Конвенцию о дорожном движении
Россия предложила пересмотреть Венскую Конвенцию о дорожном движении, действующую с 1968 года. Предложение направлено Экономическому и социальному совету, сообщают «Ведомости».
Причиной пересмотра стал действующий запрет на использование беспилотного транспорта на дорогах общего пользования. Речь идёт о статье 8 конвенции, в которой прописано, что «каждое транспортное средство или состав транспортных средств, которые находятся в движении, должны иметь водителя». Под водителем в документе подразумевается живой человек.
«Модификация Конвенции о дорожном движении – это первый пункт дорожной карты «Автонет», утвержденной правительством РФ, — рассказал «Ведомостям» представитель «Автонета». — Два года назад мы совместно с Минтрансом подготовили и внесли соответствующее предложение на площадке ООН. Нас тогда поддержала Франция и Швейцария, но в целом идея не была реализована немедленно – тогда коррекцию сочли преждевременной. Сейчас процесс возобновился, у самой идеи изменения конвенции сторонников больше, соответственно, шансы на успех выше».
Регламент изменения таких документов следующий: секретариат ЭСС ООН рассылает в административные органы стран, присоединившихся к конвенции, предложения по изменению документа. На формулировку и представление возражений участникам конвенции дается 12 месяцев. Если за это время набралось не более трети возражающих, то генеральный секретарь конвенции информирует все страны о вступлении в силу этого решения через шесть месяцев. Поэтому если решение будет принято, то в силу оно вступит через полтора-два года, прогнозируют в «Автонете».
Россия и европейские государства предлагают ввести в конвенцию понятие «автоматизированной системы вождения», т. е. программно-аппаратного комплекса, осуществляющего динамический контроль за машиной. Под ним авторы поправок подразумевают все функции, необходимые при передвижении: контроль за дорогой, управление автомобилем, планирование и сигнализацию о маневрах. Также предлагается пункт о том, что автоматизированная система может быть признана водителем, если транспортное средство соответствует техническим и эксплуатационным требованиям признавших поправки государств.
«На протяжении нескольких лет на площадке Глобального форума по безопасности дорожного движения при ООН с участием представителей Минтранса и МВД России велась подготовка изменений в конвенцию, разрешающих эксплуатацию высокоавтоматизированных транспортных средств, – заявили «Ведомостям» в Минтрансе. – Сейчас ведется оформление одобренных изменений в нее. Они позволят использовать беспилотный транспорт на дорогах общего пользования».
Также принято решение о формировании группы экспертов по подготовке новой конвенции для обеспечения международной основы автоматизации транспорта, добавили в пресс-службе Минтранса. В какой стадии формирование этой группы и кто в нее войдет – в министерстве не уточнили.
Напомним, Венскую Конвенцию как фактор торможения развития в марте 2020 обозначил в своём открытом письме президент НП «ГЛОНАСС» Александр Гурк: своё обращение с просьбой о приостановлении отдельных положений Венской конвенции дорожного движения действующие правила он направил в адрес Минтранса РФ, МИД РФ и Минюста.
Отметим также, что испытания беспилотных автомобилей в России начались 1 марта 2020 года. Они будут проходить два года. Сейчас эксперименты по эксплуатации беспилотных автомобилей проходят на территории Москвы и Татарстана, в последнем случае — на заводской территории «Камаза». В столице же автомобили тестируются преимущественно в районе Раменки, на Мичуринском проспекте, южном дублере Кутузовского и Комсомольского проспектов, а также в Центральном административном округе. Здесь свои разработки проверяют «Яндекс» и МАДИ.
Венская конвенция о дорожном движении была принята в 1968 году, чтобы стандартизировать правила дорожного движения. Всего к конвенции присоединились 78 стран.