«Я просто хочу лучшей жизни для своей дочери»: как шотландский инженер стал строить дороги из пластика по всему миру
![«Я просто хочу лучшей жизни для своей дочери»: как шотландский инженер стал строить дороги из пластика по всему миру](https://ts-news.ru/storage/app/uploads/public/186/065/775/thumb__670_445_0_0_crop.jpg)
Житель Шотландии Тоби Маккартни организовал компанию, которая строит дороги из переработанного пластика по всему миру. На это его вдохновил разговор с дочерью, которая учится в школе.
– Учительница спросила класс, кто, по их мнению, живёт в океане. И моя маленькая девочка подняла руку, и сказала: «Пластик», – говорил Маккартни в одном из своих интервью. – Мне стало страшно, я не хотел бы, чтобы мои дети жили в мире, который заселён пластиком.
Потом была поездка в Индию: там Маккартни был участником в благотворительной программе помощи так называемым «мусорщикам» — людям, которые ищут на свалках предметы, годные для переработки, и продают их. Во время своей волонтёрской деятельности он увидел, как местные жители расплавляют пластик, чтобы заполнить им выбоины на дорогах.
В апреле 2016 года началась работа MacRebur — компании, которая использует пластиковые отходы для строительства дорог. Маккартни основал ее вместе с друзьями, Гордоном Ридом и Ником Бернеттом. Название фирмы, кстати, является аббревиатурой фамилий её участников.
До запуска компании они полтора года встречались в пабах, обсуждая саму идею.
Маккартни (слева) со своими партнёрами и друзьями – Гордоном Ридом и Ником Бернеттом
– Честно говоря, это была такая работа по любви: мы не думали о том, как заработать деньги, мы задавали себе вопрос – а можно ли вообще это сделать? – говорит Макккартни.
Он признаёт, что изначального и у него, и у его друзей были очень скромные познания как в химии, так и в строительстве дорог. Поэтому для воплощения своего замысла они провели довольно много времени, изучая гугл и чужие патенты.
– На запуске нашего тогда ещё стартапа мы перепробовали 500 или 600 формул полимеров, провели 800 лабораторных тестов, – вспоминает Маккартни. – Мне нравится, что пластик очень долговечен, и в этом его плюс: из него можно сделать все, что угодно, а затем снова переработать.
Однако мало было придумать формулу, нужно было её начать продавать. Маккартни вспоминает, сколько времени они с партнёрами провели в попытках убедить компании прислушаться к их идее.
– Я считаю, что миссия предпринимателя – создавать вещи, которые облегчают жизнь, делают её лучше, помогают нам расти и развиваться. Когда мы только начинали, проект всё ещё находился на стадии «хобби», но мы посвящали ему всё свое время, сохраняя при этом другую работу на полную ставку и оставаясь отцами и мужьями. Это очень тяжёлая работа, но моё любимое выражение –«nihil sine labore», что в переводе с латыни означает «ничто не даётся без труда». Если вы не готовы постоянно работать, то вы не готовы стать предпринимателем. А ещё я верю в то, что нет ошибок, есть только обратная связь. Думаю, именно эти два убеждения и помогли нам преуспеть, – говорит Макккартни.
Сейчас в MacRebur перерабатывают около 60% коммерческого пластика и 40% пластика домашнего использования, превращая его с помощью специального гранулятора в кусочки размером не более 5 мм. Затем гранулы смешиваются с активатором, состав которого держится в секрете – рецепт знают только сам Маккартни и его партнёры. утверждению создателей, он является абсолютно безопасным (надеемся, что это так). После смесь поступает к производителю асфальта.
Гранулы пластиковых отходов расплавляются в асфальтобетонной смеси при достаточно высокой температуре, что позволяет обеспечить равномерное плавление без образования вредного микропластика — а после истечения срока службы асфальта материал дорожного покрытия может быть переработан и вновь использован в дорожном строительстве.
По словам Маккартни, такое покрытие дешевле и служит дольше, чем обычный асфальт, хотя выглядит точно так же и не требует изменений в строительном процессе, а использование отходов помогает сохранению окружающей среды. Инженер подчёркивает, что для дорожно-строительных целей подходит не всякий пластик, однако он делает всё возможное, чтобы использовать как можно больше материалов: бытовые, промышленные и сельскохозяйственные отходы, которые обычно просто отправляются на свалку.
– Мы можем использовать почти любой пластик, включая черный пластик, который традиционно сложно утилизировать, — рассказывал инженер.
В 2019 году MacRebur открыла собственный завод по переработке пластика на территории Великобритании, пока что там всего 12 рабочих мест, но Тобби планирует увеличить количество вдвое, а сама компания стала работать по всему миру, от Австралии до Эстонии, где совсем недавно построили первую дорогу из переработанного пластика. Компания MacRebur также договорилась о сделке на 1,6 миллионов фунтов стерлингов с британском министерством транспорта о поэтапном внедрении технологии по всей стране.
Согласно данным c официального сайта компании, на каждый километр дороги по технологии MacRebur расходуется 740 тысяч 541 одноразовых пластиковых пакетов. В 1 тонне смеси MacRebur содержится 80 000 пластиковых бутылок.