Loading TSN

Житель Омска будет судиться с Сибирским университетом из-за патента на «вечную дорогу»

Житель Омска будет судиться с Сибирским университетом из-за патента на «вечную дорогу»

В 2016 году экс-инженер космодрома «Восточный» Александр Антонов и его коллега Дмитрий Волков придумали специальную конструкцию, которая позволит строить дороги на любой поверхности, будь то болото или песок. Принцип работы заключается в сочетании треугольных бетонных «паззлов», которые соединяются между собой специальными замками. При нагрузке паззлы сдвигаются, создавая каналы для отвода воды, чем увеличивается прочность полотна. При этом новая дорога не требует грунтовой отсыпки, что снижает стоимость и время строительства.

Александр Антонов

На разработку Антонова и Волкова, как это обычно бывает, вдохновила сама жизнь: Антонов жил в частном секторе, и каждый день приходил в ужас от состояния дорог. А потом задумался: «Треугольник — самый универсальный предмет. Если положить на грунт, его невозможно сломать. Чем больше давление сверху, тем сильнее он уплотняется в почву», – вспоминает Антонов своё озарение.

Дмитрий Волков и опытный образец

Дмитрий Волков утверждает, что с помощью технологии Николы Теслы их с Антоновым дорога даже может получать электричество и обеспечивать подогрев и питание фонарей освещения. При необходимости в военных целях в элементы дороги можно встраивать устройства радиоэлектронной борьбы, которые смогут нейтрализовать вражескую технику. Сама конструкция позволяет выдерживать нагрузки до 80 тонн на ось, тогда как обычная шоссейная дорога – до 12 тонн. На обычную поселковую дорогу можно будет посадить самолет, рассказал изобретатель порталу СуперОмск.

Своё изобретение Антонов и Волков запатентовали, после чего решили предложить разработку в Сибирский автомобильно-дорожный университет (СибАДИ).  

 

Там их изобретение восприняли критически: доцент кафедры СибАДи Игорь Папакин заявил «КП-Омск», что он вместе с коллегой «долго улыбались».

Папакин также заявил, что в университете изобретателям ничего не рекомендовали, а предложили построить сначала опытный участок. «Ведь эти треугольники будут раскатываться, а потом как их собрать, то есть скатать на месте? Да и раскатать. Ручные работы в таких условиях небезопасны», – цитировало издание доцента Папакина.

Но вот что интересно: как только действие первого патента, выданного Волкову и Антонову, закончилось, СибАДИ зарегистрировал патент на что-то очень похожее, правда, с указанием на недочёты предыдущей модели.

 «Недостатком является соединение треугольных призм тросами в сборном дорожном покрытии, что может привести в дальнейшем к коррозии и разрушению связи между треугольными призмами. При этом форма треугольной призмы имеет форму равностороннего треугольника и прямоугольный срез в торце, что создает риски снижения плотности грунта в торцах сборного дорожного покрытия и сдвига его в ходе монтажных работ и эксплуатации сборного дорожного покрытия, что сужает его применение при грунтах, требующих увеличение площади контакта призмы с поверхностью дорожного полотна», – сообщалось в сопроводительном документе.

Поэтому изобретение доработали – изменили форму составляющих дорогу треугольников, а для соединения вместо тросов предполагается применять дорнит (нетканый материал из синтетических волокон) или геосетку.

Дмитрий Волков считает, что СибАДИ попросту присвоил себе разработку, перетянув на свою сторону Антонова. По оценкам экспертов, к которым обращался Волков, стоимость только патента может составить на международном рынке примерно 50 млн долларов, а сама технология при промышленном внедрении может принести миллиарды.

«Мы обращались в Красноярск в журнал для опровержения статьи, которую напечатал СибАДИ под патронажем Смирнова. Там даже не указано, что основополагающим автором является первый коллектив. На сегодняшний день первый опытный образец находится в Тюкалинске, где я проживаю. Один из авторов, Антонов, откололся от нас. Но запатентовали они не то, что может работать», – прокомментировал Волков.

В настоящее время Волков готовится подать иск к дорожному университету, параллельно он ищет инвесторов– за прошедшие годы обращались и во все возможные российские структуры власти, к белорусскому «БелДорНИИ», к проектировщикам технопарка в Казахстане, на омские крупные предприятия. Пока что безуспешно.

В 2018 году в России количество желающих запатентовать свои изобретения выросло аж на 104,1 % по отношению с 2017 годом, и составило 36 454 заявки. Параллельно растёт и количество судов, связанные с нарушением исключительных прав, вытекающих из патентов на изобретения

Многие юристы советуют владельцам производственных технологий защищать свои секреты одновременно несколькими способами: и с помощью патента, и с помощью режима know-how, советует РБК.

Однако здесь существует один недостаток: как только технология know-how выносится на суд патентного ведомства, она автоматически теряет свой секретный статус, так как российским законодательством прямо предусмотрена обязанность Роспатента публиковать в открытом реестре сведения о выдаче патента на изобретение, включая название и формулу изобретения.
Поэтому подготавливая заявку на получения патента на изобретение, необходимо самое важное, самое необходимое для использования, «изюминку» технологии, убрать из патентной заявки. Тогда потенциальный конкурент, решивший на практике скопировать запатентованную технологию по опубликованному в патенте описанию, не сможет получить нужный результат.

Но это всё, конечно, в большинстве своих случаев,  -  красивая юридическая теория. 

 Часть секторов нового аэропорта Пекин Дасин будет обеспечена солнечной энергией Сдан в эксплуатацию новосибирский «объект года» 

Похожие новости