При проектировании нижегородского гидроузла пропали 30 миллионов рублей
Приволжская транспортная прокуратура возбудила уголовные дела по мошенничеству и отмыванию денежных средств при проектировании нижегородского гидроузла. По данным следствия, во время работ пропали 30 миллионов рублей, которые выводились через фирмы-однодневки.
Заказчиком строительства гидроузла является ФБУ «Администрация Волжского бассейна», генеральным подрядчиком выступает ООО «Техтрансстрой». По информации «Нижегородской правды», в самой компании-подрядчике сообщили, что не в курсе факта расследования. При этом у «Техтрансстроя» имеются сведения о том, что «Нижегородский водоканал» оплатил АО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева» 30 миллионов рублей якобы за проведение научно-исследовательской работы о влиянии строительства гидроузла.
Генеральный директор ООО «Техтрансстрой» Виктор Морозов также заявил, что официально АО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева» ни к генеральному проектировщику, ни к заказчику или застройщику объекта «за предоставлением проектных материалов не обращался, следовательно, исследовать официальные материалы не имел возможности».
В исследовательском институте, в свою очередь, также опровергли эту информацию: в в управлении информации и рекламы АО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева заявили, что институт не привлекался к проекту, но должен был впоследствии оценить качество выполненных ООО «Техтрансстрой» работ и проанализировать достоверность полученных результатов.
Строительство Нижегородского низконапорного узла, стоимость которого оценивается в 43,4 миллиардов рублей, стало необходимым из-за обмеления Волги в районе. Объект призван обеспечить создание нормальных судоходных условий с гарантированными глубинами не менее четырех метров на участке Верхней Волги и на порогах шлюзов. Начало было запланировано на 2019 год, работы должны были вестись в рамках федеральной адресной программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Проект должен был быть готов к лету.
Жители города Балахны, в районе которого должно было начаться строительство гидроузла, высказались против: по их мнению, проект не учитывал возможные последствия влияния на экологию. «При строительстве гектары земли уйдут под воду, а поднятие грунтовых вод лишит жилья тысячи людей. Захороненные промышленные и бытовые отходы, скотомогильники отравят водоёмы и почву на долгие десятилетия вперёд», - писали балахнинцы в своих обращениях.
Правительству Нижегородской области было передано более 14,5 тысячи подписей местных жителей, опасающихся, что при строительстве гидроузла могут быть подтоплены их дома, садовые участки, территории предприятий. По итогам общественных обсуждений и сбора информации из районов министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области был составлен реестр замечаний и предложений, связанных со строительством низконапорного гидроузла — около 400 страниц.
В августе 2019 года Росморречфлот предложил направить почти 13 миллиардов рублей, предназначавшиеся для строительства гидроузлов — Багаевского и Нижегородского на Дону и Волге в рамках проекта «Внутренние водные пути», на «Дорожную сеть», которая входит в БКАД. В июле Росморречфлот должен был направить в Главгосэкспертизу проект строительства Нижегородского низконапорного гидроузла, однако этого сделано не было. В итоге запуск проекта, запланированный на 2020 год, могут перенести минимум на пять лет.
В начале октября ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» отменило заказ на разработку проекта первого этапа строительства низконапорного гидроузла под Нижним Новгородом. Причина отмены закупки проекта в сообщении не называлась. Начальная (максимальная) цена разработки проекта составляла 35 миллионов 34 тысячи рублей.