В 2021 году на дороги России выедет передвижная лаборатория «Эскандор»
Весной 2021 года дороги России начнёт обследовать передвижная лаборатория «Эскандор», которая была создана по заказу ФАУ «РОСДОРНИИ» для решения задач национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Об этом сообщили представители компании-производителя «Спецмаш-Диагностика» на форуме «Сильные идеи для нового времени».
«Эскандор» представляет собой внушительного виде автопоезд, который способен передвигаться со скоростью 80 км/час во время обследований. Благодаря этому ему не придётся останавливаться и он не будет мешать другому транспорту, отмечают разработчик.
«Лаборатория оснащена георадаром – системой георадиолокационного зондирования «Терразонд», которая показывает все слои дорожной конструкции, – говорит Евгений Кошель, генеральный директор «Спецмаш-Диагностика». – Например, можно будет выявить ослабленные зоны в дорожной одежде».
Система «ОКО» также позволит создать цифровой двойник дорожной инфраструктуры – ее отображение в так называемом облаке точек. Обследование проводится с помощью мобильного лазерного сканера, в котором применяется технология LiDAR. Определяются размеры геометрических элементов дороги, позволяющие формировать цифровой паспорт дорожной инфраструктуры, строить 3D-модель и осуществлять проектные работы, например, по реконструкции, с использованием BIM технологий.
Ещё одной особенностью инновационной лаборатории является система измерения прочности дорожного полотна, которая оценивает величину упругой осадки и форму чаши прогиба. Также «Эскандор» способен измерять продольную и поперечную ровность автодороги («колейность») с погрешностью не более 1 мм. Будет измеряться глубина и профиль колеи с помощью датчиков, расположенных по низу «Эскандора». Кроме того, будут оцениваться сцепные свойства дороги, дефекты дорожного покрытия.
Производительность лаборатории составит в среднем 400 км в день, она сможет работать до 20 дней без выгрузки данных. Для управления «Эскандором» нужен только водитель или два сменных водителя – все остальные данные считываются в автоматическом режиме. Команда инженеров обслуживает лабораторию только на этапе предрейсовой подготовки и на этапе выгрузки данных.
Цифровой двойник дорожной инфраструктуры в режиме реального времени будет передаваться в Систему Контроля Дорожных Фондов (СКДФ) – это база данных обо всех дорогах Российской Федерации и система взаимодействия всех ее участников: от подрядных и эксплуатирующих организаций до граждан, использующих дороги в повседневной жизни. «На основе этой информации «РОСДОРНИИ» с применением технологий искусственного интеллекта будет рассчитывать интегральный индекс состояния дорожного покрытия. Это позволит своевременно и эффективно планировать средства на текущий и капитальный ремонт дорог», – отметил Алексей Варятченко. Пользователи автодорог в лице граждан смогут получить в СКДФ в режиме реального времени информацию о том, когда и кем был выполнен ремонт интересующего участка дороги и какие действия планируются в ближайшее время. А также проинформировать владельцев дорог и местные власти о возникшей проблеме с дорожным покрытием и получить ответ на свое обращение.
Стоимость «Эскандора» с полным оснащением составляет 100 млн рублей, 80% установленного на нем оборудования – российского производства. Это намного дешевле зарубежных аналогов, которые стоят 4-5 млн евро. По словам Алексея Варятченко, чтобы обследовать все дороги нашей страны, которые пригодны для проезда автопоезда длиной 11,5 метров, понадобится примерно 5 таких автолабораторий: две для ЦФО с самой большой сетью дорог, остальные – для регионов. Повторять исследования на одной и той же трассе будут примерно раз в 4 года. Поскольку эффективно исследовать дорожное покрытие можно только в бесснежный сезон, первая работа для «Эскандора» появится уже этой весной в Южном федеральном округе, где теплые дни наступают раньше всего.
Напомним, впервые «Эскандор» представили публике в 2019 году на международной выставке «Транспорт России», которая проходила в рамках «Транспортной недели — 2019».
Летом 2020 «РосдорНИИ» анонсировали испытания лаборатории и пообещали вывести лабораторию на дороги уже ближайшей осенью.