В Тольятти создали обогреватель для электромобилей
Учёный Тольяттинского государственного университета Алексей Швецов представил решение одной из ключевых проблем эксплуатации электромобилей в северных регионах — угрозы переохлаждения пассажиров при поломке машины на удалённых трассах. Разработанный им автономный обогреватель салона способен работать даже при полном отказе штатных систем электромобиля и температурах до –45 °C.
Проблема особенно актуальна для регионов с экстремально холодным климатом — Якутии, Аляски, севера Канады и Скандинавии. При аварийной остановке вдали от населённых пунктов штатное отопление электромобиля быстро отключается из-за разряда основной батареи, а температура в салоне может стать критической менее чем за 20 минут. С учётом больших расстояний и низкого трафика ожидание помощи может затянуться на часы.
Решением стал автономный резервный отопитель, состоящий из энергомодуля на базе трёх литий-железо-фосфатных аккумуляторов (LiFePO₄) и трёх тепловентиляторов. Такие батареи отличаются повышенной безопасностью, долговечностью и устойчивостью к морозам. Устройство не требует доработки автомобиля, мобильно и может устанавливаться в ключевых зонах салона — у ног водителя и пассажиров, а также в районе лобового стекла для предотвращения обмерзания.
Полевые испытания в Якутске на электромобилях Nissan Leaf показали, что в зависимости от температуры наружного воздуха (от –20 °C до –45 °C) система обеспечивает непрерывный обогрев от 5,5 до 6,2 часа. Этого времени достаточно, чтобы дождаться помощи, при этом в салоне поддерживается положительная температура. В обычных условиях устройство может использоваться как дополнение к штатному отопителю, помогая экономить заряд основной батареи и увеличивать запас хода.
По словам разработчика, автономный обогреватель может стать «тепловым спасательным кругом» для владельцев электромобилей в северных регионах. Технология легко масштабируется и подходит для автомобилей разных классов — от легковых до грузовых.
Один из возможных сценариев внедрения — размещение таких отопителей в специальных контейнерах безопасности на опасных участках дорог, откуда водители могли бы брать устройство на время сложного маршрута.