Loading TSN
  • Главная
  • Люди
  • ФАС планирует ужесточить наказание за картельный сговор на торгах

ФАС планирует ужесточить наказание за картельный сговор на торгах

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала поправки к принятому Госдумой в первом чтении правительственному законопроекту об усилении ответственности за картельный сговор на торгах.

Новый законопроект призван повысить эффективность выявления и пресечения картельных соглашений. «Необходимость ужесточения уголовной ответственности за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля) на торгах обусловлена тем, что сговоры на торгах составляют наибольшую часть нарушений. При этом торги — это особый механизм, который создавался с целью эффективного использования бюджетных средств», — сообщает РБК со ссылкой на пресс-службу ведомства. В ФАС добавили, что речь идет об усилении санкций за совершение противоправных действий, которое не затронет добросовестных предпринимателей и не увеличит административную нагрузку на них. «При подготовке проекта поправок ко второму чтению учтены замечания со стороны бизнеса», — подчеркнули в службе.
Предложенные поправки вносят изменения в статью 178 Уголовного кодекса, касающуюся ответственности за ограничение конкуренции, а также в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса. Это вторая версия законопроекта, внесенного правительством в Госдуму в 2019 году и принятого в первом чтении в декабре 2022 года.В доработанной версии поправок ко второму чтению ФАС учла замечания других заинтересованных ведомств, убрав ряд норм, а именно:

- исключена поправка о том, что преступным является не только заключение картельного сговора, но и участие в нем. На неконкретность формулировки нормы указал в отзыве еще к первому чтению законопроекта Верховный суд. Такая формулировка затрудняла бы установление субъекта преступления и определение, какие конкретно действия будут расценены как уголовно наказуемые. Рассматриваемый подход к формулировкам законопроекта потенциально мог привести к сложностям правоприменения, говорилось в замечаниях суда;


- в новой версии исчезло изменение, предусматривающее новое отягчающее обстоятельство преступления — совершение противоправных действий лицом, выполняющим управленческие функции в организации, и лицом, распоряжающимся более 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале компании. Исключение поправки позволит избежать ужесточения ответственности и увеличения сроков лишения свободы за заключение картельных соглашений для топ-менеджмента, акционеров и бенефициаров бизнеса;


- убрали положение об увеличении пороговых значений в отношении полученного дохода и ущерба гражданам, организациям или государству вследствие заключения конкурентами по торгам картельного соглашения. Эта норма останется в действующем сейчас виде. Доходом в крупном размере считается сумма более 50 млн руб., доходом в особо крупном размере — более 250 млн руб. Крупным признается ущерб на сумму более 10 млн руб., особо крупным — более 30 млн руб. Прежней версией законопроекта предусматривалось двукратное увеличение порогов. О том, что повышение порогов дохода и ущерба могло привести к декриминализации деяний, указывала Генпрокуратура. Таким образом, ответственность для нарушителей наступит за нанесение вреда экономике путем картельного сговора даже на относительно небольшие суммы.

В последней версии законопроекта установлена ответственность за ограничение конкуренции, если оно повлекло повышение, снижение или поддержание цен на торгах, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством. В обновленной редакции ужесточается мера наказания за такое деяние. Если раньше авторы законопроекта предусматривали три альтернативные меры наказания — штраф, принудительные работы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и лишение свободы без права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, то теперь санкций осталось две — принудительные работы и лишение свободы. В последнем случае придется заплатить еще и штраф. Таким образом, отделаться просто штрафом у нарушителей не получится. Отмечается, что кобязательным торгам относятся торги по продаже государственного или муниципального имущества, а также в целом значительная часть торгов, проводимых по заказу государства.


Кроме того, поправки вводят еще одно новое отягчающее обстоятельство для картельных сговоров — совершение деяний организованной группой. В той же части статьи 178 остаются еще два квалифицированных состава — с причинением особо крупного ущерба и извлечением дохода в особо крупном размере. По сравнению с предыдущей версией законопроекта ужесточается мера ответственности при совершении таких деяний. Если минимальным наказанием также был штраф, то теперь нарушителям грозят как минимум принудительные работы.
Еще одна важная поправка, оставшаяся в новой версии законопроекта, касается определения полученного картелем дохода. Доходом признается выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), извлеченная всеми участниками ограничивающего конкуренцию соглашения без вычета произведенных расходов.
По оценкам экспертов, приведенным ФАС в пояснительной записке, ущерб от антиконкурентных соглашений на товарных рынках и торгах составляет 1,5–2% российского ВВП ежегодно, а завышение цен на торгах достигает 30% от начальной стоимости предмета торгов.


  • Категории поста:
  • Люди
 В аэропорту Бельбек просрочен контракт на реконструкцию Хуснуллин: строительство трассы М-12 практически завершено 

Похожие новости