«Самолеты-автобусы» или новая веха в авиации? Эксперт ТСН – о развитии авиастроения в России
Неделю назад на одном из новостных порталов прочитал статью о нашем самолете – старичке долгожителе Ил-76, о новой сфере применения его способностей и был поражен изящностью решения сложной задачи, поставленной государством перед авиастроительной отраслью! Новость появилась весной этого года, у и меня мелькнула мысль – «лишь бы не «замылили», лишь бы реализовали! Тема реально «зашла».
Даже подумать не мог, что это возможно, но вот оказалось, что конструкторское бюро им С. В. Ильюшина не шутит, и все это происходит воочию!
Поясню, о чем идет речь.
Сергей Ложкин
Комплекс запускает гражданскую версию транспортника Ил-76МД-90А. Статью с таким названием прочитал в одном из новостных ресурсов. И в виду того, что живо интересуюсь новыми разработками в области авиастроения (особенно гражданского), знаю, что любой специалист в авиационной области вам скажет, что на этой ниве происходят странные, непоследовательные и непредсказуемые вещи. Поэтому новость про Ил-76МД-90А, который планируется для использования на гражданской ниве, да еще в области пассажирских перевозок, поразила своей смелостью предложения и исключительной своевременностью. «Жареный петух» таки доклевался до мягкого места!
За последнее десятилетие нашими «метрами» авиастроения было анонсировано столько новейших проектов новых воздушных судов, перспективных, новаторских с обозначенными сроками запуска их производства, что народ и специалисты аэропортов и авиакомпаний поверили в светлое будущее нашей родной гражданской авиации. Начали строить планы реконструкции аэродромной инфраструктуры, ориентируясь и памятуя о великолепных летных и технических характеристиках, экономической эффективности наших перспективных лайнеров фирм Сухого, Туполева, Ильюшина, ОАК (МС-21, Суперджет, Ил-114 и Ту-204/214), а также недалекого будущего замещения импортных самолетов на внутренних и международных рейсах, да так, что сдвижка графиков производства красавцев «вправо» и невозможность «по объективным причинам» произвести запланированные ВС в указанные сроки были сегодня восприняты народными массами спокойно до такой степени, что руки в очередной раз опустились, и сомнения в возможности нашей авиапромышленности произвести что-то стоящее только укрепились.
И вот на этом «грустном» фоне появляется новость об Ил-76, который способен заместить на ниве пассажирских перевозок (сразу оговорюсь – только на внутренних линиях) не только импортные самолеты, но и перспективные отечественные. Как гром среди ясного неба ударила по собственному сознанию. Окрылила, удивила меня своей, повторюсь, своевременностью, изящной простотой решения, крайней нужностью такого проекта для государства, позволяющей изящно выйти из тупиковой ситуации с закупками самолетов для гражданской пассажирской авиации!
И это решение, не что иное как двухпалубный пассажирский Ил-76МД-90А, который ««убьёт» и Боинг и Аэробус» (цитата из статьи).
Если первая новость, касающаяся сдвига «вправо» на несколько лет производства новых полностью импортозамещенных моделей отечественных самолетов типа МС-21, Суперджет, Ил-114 и Ту-204/214 оказалась не совсем удобной и популярной, то вторая была незаслуженно проигнорирована по причине непонимания того, насколько большие изменения она принесет для российской гражданской авиации в ближайшие годы. «Ильюшинцам» удалось в условиях санкций в кратчайшие сроки создать пассажирскую версию Ил-76МД-90А!
Чтобы понять, что представляет из себя Ил-76 для России, приведу краткий экскурс в историю вопроса.
Свой первый полет Ил-76 осуществил в 1970 году и в процессе эксплуатации стал по-настоящему рабочей лошадкой советской транспортной авиации и ВТА. Ил-76 перевозил не только крупногабаритные грузы, но и личный состав ВДВ с возможностью осуществлять выброс десанта на высотах до 15 км.
Но мало кто знает, что сразу после разработки транспортной модификации Ил-76, в конструкторском бюро Ильюшина приступили к работам по созданию пассажирской версии двухпалубного Ил-76, получившему парадоксальное для авиации название «Самолет-Автобус».
Пассажирская модификация Ил-76 «Самолета-автобуса» рассматривалась как переходный компромисс между узкофюзеляжным дальнемагистральным Ил-62 и перспективной моделью широкофюзеляжного самолета, а также как ответ недавно появившемуся двухпалубному Боинг-747.
Спроектированный Ил-76 «Самолет-Автобус» 70-х годов прошлого века был способен брать на борт 250(!) пассажиров и 5 тонн груза, и уже тогда превосходил по этому показателю укороченную версию Боинг-747SP.
Оригинальность конструкции пассажирского Ил-76 заключалась в том, что, в отличии от Боинг-747, он обладал двумя полноценными пассажирскими палубами, между которыми имелось две лестницы в носовой и хвостовой части самолета.
Верхняя палуба практически ничем не отличалась от привычных салонов пассажирских самолетов. Кресла устанавливались по схеме 3+4 с шагом 840 мм, что сопоставимо со стандартом (на минуточку) бизнес-класса.
Но больший интерес представляла нижняя палуба нестандартной планировки. По правому борту шли трехместные ряды кресел, а с левой стороны прохода имелась стена, отделяющая багажный отсек, расположенный по левому борту.
Уже в конце 1972 году был собран первый и единственный пассажирский вариант двухпалубного Ил-76, который прошел все летные испытания и в 1973 году представлен на международном авиасалоне в Фарнборо, где получил золотую медаль как наиболее перспективный пассажирский самолет.
Опытная эксплуатация единственного пассажирского ИЛ-76 на нерегулярных внутренних пассажирских авиалиниях началась в конце 1973 и продолжалась всего полтора месяца. Рейсы выполнялись по маршруту Рига-Москва-Казань-Челябинск-Омск-Новосибирск-Иркутск-Хабаровск. Уникальность заключалась в том, что впервые самолет выполнял многопосадочный рейс как прыжки кузнечика, в котором отрабатывалась методика упрощения и ускорения операций по загрузке-выгрузке багажа и посадки пассажиров. Фактически, это была первая попытка применения пассажирского самолета как пригородного автобуса или электрички.
Единственный пассажирский Ил-76 успел выполнить всего 7 рейсов, которые осуществлялись раз в неделю, а билеты предоставлялись только партийным работниками и заслуженным ударникам производства.
Во время выполнения очередного рейса, в аэропорту Толмачево (Новосибирск), выруливающий Ан-22 «Антей» снес крылом хвостовое оперения Ил-76 «Самолет-Автобус». Несмотря на то, что обошлось без жертв, самолет требовал длительного восстановления, но к этому времени уже полным ходом шли работы над широкофюзеляжным Ил-86, поэтому проект «Самолет-Автобус» был закрыт, а единственный образец разобран на металлолом после так и не начавшегося ремонта (извечная судьба многих наших перспективных и интересных проектов).
Гражданская сертификация Ил-76МД-90А, которая тихо и незаметно полным ходом идет в настоящее время, является действительно эпохальным событием в отечественной авиации, которое в ближайшие несколько лет перевернет наше представление о пассажирских самолетах.
Во-первых, Ил-76 - это единственный отечественный самолет, который благодаря советскому заделу совершенно не зависит от наложенных на Россию санкций! При соответствующем подходе предприятия его могут производить многими десятками в год.
Во-вторых, пассажирская версия Ил-76МД-90А с удлиненным фюзеляжем и новыми экономичными двигателями способна брать на борт до 300-320 человек в зависимости от классовой компоновки, благодаря чему на порядок превосходит все существующие среднемагистральные аналоги от «Боинг», «Аэробус», «Бомбардье» и «Эмбраер», и способна конкурировать с дальнемагистральными «Боинг-777» и «Аэробус-330».
Первых пассажирских Ил-76МД-90А придется ждать несколько лет, т.к. в настоящее время все мощности завода загружены оборонными заказами. Но, думаю, что в сложных военных условиях или любых других, наше государство и народ умели сконцентрироваться на решении сложных проблем, от которых зависело само существование государства и российского народа.
На сегодняшний день в условиях СВО наша промышленность и профильные специалисты смогли сконцентрироваться на увеличение производства военной техники и вооружений, так нужной фронту. Так и на этих живых примерах возможно нарастить производство новых самолетов Ил-76МД-90А в транспортном и пассажирском вариантах для решения проблем с транспортировкой больших масс грузов и пассажиров в пределах государства.
Кроме новых машин, пассажирскую конверсию пройдет внушительный парк имеющихся Ил-76, которые появятся на пассажирских авиалиниях значительно быстрей.
Пассажирская конверсия имеющихся Ил-76 предусматривает использование готовых комплектов по переоборудованию транспортных модификаций в версию «Самолет-Автобус», в которую внесли незначительные изменения. В базовый комплект для конверсии входят чертежи и все необходимое для монтажа второй палубы и установки пассажирских салонов (кресла, пластиковая обивка стен, лестницы, санитарные блоки и буфетный модуль). Благодаря готовым типовым схемам, переоборудование транспортного Ил-76 в пассажирскую модификацию можно провести за полтора месяца собственными силами аэродромных мастерских и без отправки самолета на завод.
Недостаток переделанных Ил-76 заключается не только в том, что в качестве доноров будут взяты машины с приличным сроком эксплуатации. У этих модификаций будут отсутствовать привычные иллюминаторы, вместо которых под потолком в коридоре возможна установка мониторов для создания определенного комфорта будущим пассажирам.
Ну а самая ожидаемая версия грузопассажирского Ил-76 выйдет на пассажирские линии совсем скоро. Дело в том, что в грузовой версии Ил-76 вдоль бортов расположены твердые откидные сиденья для перевозки личного состава. Росавиация уже выдала разрешение пассажирским авиакомпаниям на перевозку пассажиров на предусмотренных конструкцией самолета креслах. Комфорт конечно будет, мягко говоря, желать лучшего, но авиакомпании обещают снизить цены на грузопассажирские рейсы на 20%. У пассажиров такие рейсы, по прикидкам специалистов, будут пользоваться успехом.
Немаловажно то, что для этого самолета не потребуется существенная реконструкция искусственных взлетно-посадочных полос существующих аэродромов и другой аэродромной инфраструктуры.
Исключительная надежность материальной части, крепость конструкции, удобство эксплуатации в любых широтах и на любых, даже самых простых (грунтовых) аэродромах – вот перспективный успех с внушительным экономическим эффектом выдающегося самолета на переходный период.
А там, глядишь, и «фавориты» подоспеют…