Томские ученые научились защищать трубы изнутри

Ученые Национального исследовательского Томского политехнического университета разработали вакуумную ионно-плазменную установку для нанесения защитных покрытий на внутренние стенки труб. Новая технология сможет решит проблему коррозии и эрозии внутренних стенок изделий, широко применяемых в нефтегазовой, химической и других отраслях промышленности, сообщает пресс-служба вуза.

«Цилиндрические изделия, или, если говорить проще, трубы,активно используются в различных отраслях промышленности, однако внутренние стенки подобных изделий часто подвержены коррозии и эрозии», – отметил руководитель проекта, доцент НОЦ Б.П.Вейнберга ТПУ Дмитрий Сиделев, добавив, что задача по их защите может быть решена с помощью коррозионностойких покрытий, полученных в газоразрядной плазме.

По его словам, для их нанесения в Томском политехе применяют ионно-плазменные технологии, реализуемые в вакууме. «Мы наносим покрытия с помощью плазмы магнетронных источников. По нашим расчетам, это позволит значительно увеличить коррозионную стойкость», – пояснил ученый.

Технология, применяемая политехниками, является импортозамещающей: похожие методы используют в Великобритании и Японии. В России технологии магнетронного осаждения применяют для решения других задач. Как утверждают эксперты, среди преимуществ технологии – сравнительно небольшая стоимость установки (от 2 млн рублей, по предварительным расчетам), возможность автоматизации процесса и стабильность свойств покрытий. Кроме того, использование установки позволяет получать различные типы защитных покрытий.

Сообщается, что на сегодняшний день технология уже апробирована. Первые образцы покрытий из нитрида титана и оксида циркония были нанесены на внутреннюю поверхность трубы из стали 12Х18Н10Т (коррозионностойкая нержавеющая сталь аустенитного типа – это стандартный материал для большого количества изделий, где нужны высокая коррозионная стойкость и хорошие прочностные характеристики. Кроме того, такая сталь хорошо переносит широкий диапазон температур.

Установка может быть использована в нефтегазовой, химической, энергетической и автомобильной промышленностях, а также для материалов и изделий, применяемых в ядерной отрасли и тепловой энергетике.

Дальнейшая судьба проекта зависит от интереса потенциальных партнеров. По словам руководителя проекта, уже есть несколько фирм, которые планируют наносить покрытия на внутренние поверхности изделий с диаметром 40–50 мм.

Хронология новостей
7 мая 2025, 15:08
Unitree представила четвероногих пожарных роботов с водомётами
7 мая 2025, 12:22
Студентка ГУАП разработала дрон-камикадзе для перехвата беспилотников
7 мая 2025, 11:07
НовГУ представил «Гардар» для обнаружения беспилотников
7 мая 2025, 10:11
В Госдуме предложили маркировать опасные для водителей лекарства «кирпичом»
6 мая 2025, 11:24
Названы самые частые нарушения ПДД в Москве с начала 2025 года
Видео
На маршрутные линии Самары впервые вышли трамваи нового поколения
На маршрутные линии Самары впервые вышли трамваи нового поколения
Не удалось загрузить изображение
Китайская компания представила прототип летающего автомобиля, который ездит и по дорогам
Китайская компания представила прототип летающего автомобиля, который ездит и по дорогам
Не удалось загрузить изображение
Tesla опубликовала видео своего робота Tesla Bot
Tesla опубликовала видео своего робота Tesla Bot
Не удалось загрузить изображение
Во Владивостоке у дороги водители заметили амурского тигра, который собирал мусор
Во Владивостоке у дороги водители заметили амурского тигра, который собирал мусор
Не удалось загрузить изображение
Форум дорожных инициатив
Не удалось загрузить изображение