Loading TSN

ГОСТы vs безопасность: как внедрить инновации на дорогах?

ГОСТы vs безопасность: как внедрить инновации на дорогах?

В июле 2019 года вступил в силу ГОСТ Р 58350-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения». Новый стандарт предусматривает использование средств организации дорожного движения в тех местах, где проводятся ремонтные работы, будь то реконструкция дорог или строительство новых дорожных участков.

В 2016 этот документ был разработан Минтрансом РФ, Росавтодором, ГК «Автодор» совместно с ГИБДД и представителями компаний, чья деятельность так или иначе связана с производством продукции для безопасности дорожного движения. Одним из участников обсуждения и составления итогового документа была московская компания «АИР Магистраль»: за 10 лет они разработали и выпустили на рынок более сотни инновационных продуктов, которые активно используются на дорогах всей страны.

Кирилл Санаев

– Не могу сказать, что все наши советы были учтены, но точно знаю, что в ОДМ (отраслевой методический документ) благодаря нам появились такие штуки как делиниаторы, – вспоминает генеральный директор компании Кирилл Санаев. Тогда же в ОДМ были впервые внесены такие изделия как делиниаторы – это такие жёлтые полимерпесчаные барьеры со столбиками, которые используются для разделения полос движения транспорта в смежном и/или противоположном направления. И мне, конечно, нравится, что в новом ГОСТе учтены многие наши наработки, но, к сожалению, это не решает нашей главной проблемы.

Основная трудность, по словам Санаева, это чрезмерное количество устаревших ГОСТов, которые должны определять подходящую продукцию для установки в тех же местах проведения дорожных работ. А в новом стандарте отсылок к ним очень много. То есть буквально, вы открываете каждую страницу, будь то требования к дорожным знакам, ограждениям или даже использованию фото- и видеофиксации –  на каждый пункт предлагается изучить ещё несколько ГОСТов. Последние, по факту, уже давно не имеют никакого отношения к реальности.

– Возьмём, к примеру, повторитель сигнала светофора. В Европе этот продукт используют очень давно и очень активно, да и у нас в стране уже лет пять как вы можете видеть эти опоры с освещением, которое дублирует сигнал светофора, –  продолжает Кирилл, – при этом вы не найдёте ни одного документа, согласно которому этот продукт можно было бы категоризировать. Как он должен выглядеть, как он должен светить – неизвестно. Поэтому пока что всё делается на уровне рекламных вывесок.

Cистема реверсивного движения на пункте взимания платы в Мясном Бору, въезд на трассу М-11

Или возьмём нашу систему реверсивного движения: она состоит из нескольких секций. В каждой секции — две шины (одинарная и двойная), и «поплавок», через которые протянут прочный стальной трос. Количество секций можно регулировать, каждая из них длиной 10 метров. Отличная штука, которую мы подсмотрели когда-то в Европе: там её использовали на платных дорогах. Теперь её можно увидеть на пунктах оплаты на наших дорогах, эффективность уже доказана, но что? Правильно, по ГОСТу такого продукта якобы вообще не существует.

Особую «боль» руководитель компании «АИР Магистраль» испытывает за «КОМПО-ЛАЙН». Эта разработка стала настоящим прорывом:

 – Обычно на дорогах применяются стальные ограждения, но это не всегда релевантно: в первую очередь, это дорого, во-вторых, место установки не всегда позволяет проводить там работы по обустройству фундамента. И поэтому мы придумали и разработали композитные направляющие устройства «КОМПО-ЛАЙН»,  – рассказывает Кирилл, – они позволяют, используя скромные финансовые вложения, решить проблему с выездом на встречную полосу , частично решить проблему с образованием заторов за счёт обозначения направления движения транспортных средств.

Конструктивно устройства представляют собой разборную систему из вертикальных стоек и перекладин круглого сечения, которые собираются между собой без использования специального оборудования и техники. Крепление стоек к опорной поверхности осуществляется при помощи анкерных болтов (распорных либо химических). Для повышения заметности композитного направляющего устройства на него могут устанавливаться световозвращатели.

 – Впервые композитные направляющие были представлены в мае 2018 года в Ижевске. Презентация проходила в рамках реализации программы по повышению безопасности дорожного движения под эгидой ГИБДД,  – говорит Кирилл Санаев. – В рамках этой же программы и в качестве эксперимента мы установили 300 метров новых устройств на мосту в Ижевске по ул. Новоажимова.

В августе на итоговой конференции социального проекта «Повод для обгона», которая состоялась в правительстве Московской области, были озвучены первые результаты эксплуатации: глава ГУОБДД МВД России отметил, что инновационные ограничители уже помогли минимизировать смертность при выезде машин на встречную полосу движения.

 – В период проведения мероприятия «Повод для обгона» в некоторых регионах были применены новые технологии. Речь идёт о композитных устройствах: они более конструктивны, оперативно устанавливаются и уже показали нулевую смертность, связанную с выездом на полосу встречного движения, – заявил тогда генерал-лейтенант полиции, глава ГУОБДД МВД России Михаил Черников.

Главным преимуществом таких устройств, помимо скромной цены, является ещё и их способность к быстрому восстановлению: материал конструкции позволяет использовать повторно поврежденные элементы из-за их минимального повреждения.  Если ущерб значительный, то замена деталей не займёт много времени и сил.

На сегодняшний день в ГИБДД считают, что новые устройства «КОМПО-ЛАЙН» помогут в два раза сократить аварийность по причине выезда на встречную полосу в тех местах, где по ряду причин невозможна установка барьерного ограждения. Пилотные объекты в рамках тестирования эффективности изделий появились вблизи делового центра «Москва-сити», в самой Москве, в Красногорске, Балашихе, на трассе М-7 «Волга», во Владивостоке, в Мурманске и в упомянутом уже Ижевске.

Уже после первой экспериментальной установки стало понятно, что спектр применения «КОМПО-ЛАЙН» куда более широк: направляющие можно использовать не только для машин, но и для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть. Использовать «КОМПО-ЛАЙН» можно в качестве ограждения парковочного пространства, ограждения на производстве и на строительных площадках, для зонирования в деловых и торговых комплексах.

И вот, несмотря на доказанную реальною жизнью эффективность, распространить опыт использования «КОМПО-ЛАЙН» пока что представляется затруднительным. Всё потому, что продукт в очередной раз не попадает ни под какой ГОСТ.

 – Нам пришлось самим сидеть и придумывать, как именно можно обозначить этот продукт, – добавляет Кирилл, – например, ограждением его назвать нельзя, у него нет удерживающей способности. Так вот и придумали «направляющие устройства», в ГИБДД это название нам согласовали. Дальше мы отдали «КОМПО-ЛАЙН» в МАДИ ( Московский автомобильно-дорожный институт), и вот уже почти два года ждём проведения испытаний. Честно –  вся эта чехарда вызывает лично у меня желание начать изучать  ГОСТы вместо того, чтобы заниматься коммерческой деятельностью. Сейчас ситуация такова, что посадите друг напротив друга специалиста по стандартизации и производителя инновационных продуктов – и вы никогда не услышите конструктивной беседы. Когда в России появится человек, способный примирить эти две стороны в вопросах технических средств обеспечения дорожной безопасности, вот тогда у нас начнётся настоящий прорыв.

Непонимание, в очередной раз подчёркивает Кирилл Санаев, происходит из-за того, что специалисты по ГОСТам несут на себе слишком большую административную нагрузку, а представители производства заняты, в свою очередь, развитием бизнеса:

 – На многочисленных мероприятиях и обсуждениях, организованных Минтрансом РФ, ГИБДД, различными общественными организациями, я часто слышу недоумение со стороны своих коллег-производителей по поводу внезапного изменения либо появления нового ГОСТа.

 – При этом я считают всех их ( специалистов, составляющих ГОСТы) большими профессионалами. Просто по роду деятельности им приходится держать в голове слишком большой объем информации.  Ну вы представьте: вот есть ГОСТ по дорожным знакам, он же затрагивает ГОСТ по металлу, и так далее. У кого останутся силы на мониторинг текущей ситуации, когда тебе нужно помнить все эти стандарты? Как можно видеть полную картинку с теми же знаками со светодиодной импульсной индикацией? Ты их по ГОСТу запрещаешь, а тем временем многие регионы только их и закупают уже лет 10, – делится Санаев.

Проблема ГОСТирования напрямую влияет на ту же безопасность, уверен глава компании «АИР Магистраль». Если продукция не попадает под стандарт, то даже несмотря на свою доказанную эффективность, не может быть масштабирована на всю территорию нашей большой страны.

– В каждом новом регионе, с каждым новым заказчиком нам приходится всё согласовывать с нуля.  Ведь всё, что не по ГОСТу, оно не является обязательным к применению. И думаю, что не открою ни для кого Америку, сказав, что подрядчики у нас в регионах любят на всём экономить. А значит – нам каждый раз предстоит долгий и муторный процесс убеждения в необходимости применения того или иного решения, – поясняет Кирилл.

– С 2020 года требования к продукции ужесточатся, все будут настаивать на соответствия ГОСТам и при этом все же согласны, что ГОСТы эти нужно перерабатывать, – добавляет Кирилл, – но никто этим не занимается.  У нас требования к асфальту чуть ли не с прошлого века! А ведь новые разработки, способные спасти тысячи, если не сотни тысяч жизней, уже существуют и уже работают. Вот только с таким подходом ситуация на дорогах у нас не изменится. И мы продолжим ужасаться цифрам статистики, а ведь всего-то нужно постараться выстроить взаимопонимание между теми, кто ГОСТы составляет и теми, кто работает в «полевых» условиях.

 Забайкальские дорожники впервые в регионе установили гибкие разделительные столбики Яблоновский мост между Кубанью и Адыгеей сдадут раньше срока 

Похожие новости