Московские хорды: скоростное бессфетофорное кольцо с выходом на МКАД
Московские хорды — один из крупнейших дорожно-строительных проектов столицы последних лет. Система хордовых трасс — Северо-Западная, Северо-Восточная, Юго-Западная хорды и Южная рокада — снизит транспортную нагрузку на существующие дороги и улучшит связь между районами Москвы. Она будет выполнять не только функцию «кольца», расположенного между ТТК и МКАД, но и включит в себя новые радиальные магистрали, которые позволят выводить транспорт за пределы города без использования других автодорог. Кстати, хорды строятся вместо Четвёртого транспортного кольца, отменённого проекта восьмиполосной кольцевой автодороги: дело в том, что хордовая система оказалась на 20% более эффективной из-за выходов на МКАД.
На данный момент полностью готова Северо-Западная хорда протяжённостью 30 километров. Последний этап был введён в эксплуатацию с открытием Нового Карамышевского моста 29 ноября 2019 года, несмотря на то, что ряд объектов (эстакада на Ярославское шоссе и эстакадная развязка возле станции метро «Ботанический сад») к тому времени ещё не был закончен. Съезд с этой хорды на Северо-Восточную организован в районе пересечения с Дмитровским шоссе, сама хорда продолжается дальше до Ярославского шоссе.
Северо-Восточная хорда, изначально носившая название Северной рокады, пройдёт от платной дороги Москва — Санкт-Петербург до Косинской эстакады на МКАД. Сейчас строительство завершено на шести из восьми участков трассы: работы идут на этапе, расположенном примерно между станциями МЦК «Лихоборы» и «Ростокино», а также следующем за ним этапе, тянущемся до станции метро «Бульвар Рокоссовского». Единственный построенный в своё время участок Четвёртого транспортного кольца (между шоссе Энтузиастов и Лосиноостровской улицей) станет частью именно этой хорды.
Юго-Восточная хорда протянется от шоссе Энтузиастов (в месте пересечения шоссе с Северо-Восточной хордой) до трассы федерального значения М-7 «Волга» и соединится с Новой Москвой. Строительство её планируется закончить до конца 2025 года, а сейчас ведутся проектные и подготовительные работы, впрочем, уже успевшие привлечь негативное внимание москвичей. Внимание это обращено на участок хорды, проходящий мимо Московского завода полиметаллов возле платформы «Москворечье»: могильник радиоактивных отходов, расположенный рядом с заводом, оказался прямо на пути пролегания трассы, а вернее, моста через Москву-реку, который пройдёт параллельно существующему железнодорожному. Результаты радиометрических изысканий, проведённых здесь независимыми экспертами не совпадают с официальными данными, а представители строительных компаний и городских архитектурных учреждений заявляют, что трасса не затрагивает участок с радиоактивными отходами, а если и затрагивает, то отходы залегают слишком глубоко, чтобы представлять опасность, а если и не слишком глубоко, то радиационный фон всё равно находится в пределах допустимых значений. В конце января этого года, после того, как активисты и местные жители пресекли несанкционированную попытку начать работы на объекте, на сайте мэра города было опубликовано официальное признание существования проблем с радиоактивным заражением местности. Вскоре был объявлен аукцион по изъятию заражённого грунта и рекультивации участка строительства, впрочем, объём грунта, указанного в документации тендера, равнялся примерно 1% от предполагаемого объёма загрязнения.
Южная рокада — ещё одно наследие проекта Четвёртого транспортного кольца, в которое она входила наравне с Северной рокадой (напомним, неудавшееся кольцо обеспечивало связь только с ТТК, но не с МКАД). В рамках ныне утверждённой хордовой системы рокада длиной 40 километров пройдёт от развязки Рублёвского шоссе с МКАД до улицы Верхние Поля в Капотне, соединяющейся с МКАД с противоположной стороны, и обеспечит выход на автодороги федерального значения М-9 «Балтия» и М-5 «Урал». Сейчас уже открыто движение по Южной рокаде на участках от Рублёвского шоссе до Балаклавского проспекта и от Балаклавского проспекта до Пролетарского проспекта.
Когда хорды наконец соединят в кольцо? Изначально планировалось, что это произойдёт не ранее 2024 года, однако в декабре прошлого года руководитель Департамента строительства столицы Андрей Бочкарёв сообщил, что хорды будут введены в эксплуатацию уже в 2023 году, а после 2023 года будут строиться местные объекты улично-дорожной сети: дороги локального значения, связки, мосты, путепроводы и пешеходные переходы.