Счётная палата проверила дорожные инновации России. 60% таковыми не оказались

Счётная палата опубликовала очередной отчёт, в котором выяснилось, что более 60% технологий, отнесенных Росавтодором и ГК «Автодор» к инновационным, таковыми не являются. Кроме того, аудиторы пришли к выводу, что если и применяются новые технологии, то без доказанной эффективности последних.

«В период 2014–2020 годов Федеральному дорожному агентству (Росавтодор) на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР) было выделено 3 миллиарда 625,4 миллионов рублей (ежегодно в среднем 517,9 млн рублей). При этом нормативы затрат на НИОКР Росавтодором не утверждены. Однако весь объем средств был направлен исключительно на разработку стандартов, методических и аналитических документов. В период 2018–2020 годов более 60 % технологий и материалов, отнесенных Росавтодором и государственной компанией «Российские автомобильные дороги» (далее также – Госкомпания) к новым технологиям и материалам, по факту являлись не новыми», – говорится в отчёте.

Более того, разработанные в рамках деятельности смежных технических комитетов по стандартизации № 465 «Строительство» и № 418 «Дорожное хозяйство»  документы в отдельных случаях устанавливают требования к одному и тому же предмету технического регулирования, при этом зачастую содержат взаимоисключающие положения.

Всего по заданиям Росавтодора проведены 363 научно-исследовательские работы, в рамках которых были разработаны в том числе 181 отраслевой дорожный методический документ (49,9 %), 146 документов национальной системы стандартизации (40,2 %). Отраслевые дорожные методические документы (ОДМ) являются актами рекомендательного характера и не учитываются при прохождении государственной экспертизы. К настоящему времени действует 314 ОДМ, средняя стоимость разработки одного ОДМ составляет 10,3 млн рублей.

«Вместе с тем некоторые ОДМ в дорожном хозяйстве не используются. Так, после издания в 2015 году ОДМ 218.3.043-201532 не применялся ни разу: объекты с применением белитовых шламов не реализовывались», – сообщают в Счётной палате.
«В результате существенная часть мероприятий (43,9 %) Стратегии Росавтодора, в том числе все мероприятия по развитию инновационной деятельности в ОУДХ субъектов Российской Федерации17, на 1 января 2021 года не выполнены», – подытоживают аудиторы, и предлагают направить бюджетные средства на более нужные вещи.
Например, принципы проектирования дорожных одежд, несмотря на постоянно возрастающие транспортные нагрузки, за последние годы не менялись.

«Как и пятьдесят лет назад, в существующих нормах расчетные характеристики дорожно-строительных материалов остаются постоянными в течение всего срока службы одежды», – говорится в отчёте Счётной палаты.

«Досталось» от аудиторов и так называемому Реестру новых технологий и материалов. На сегодняшний день он насчитывает 1 388 единиц информации, при этом по факту Реестр содержит ограниченный перечень технологий и материалов, которые искусственно раздроблены, что подтверждается экспертным сообществом.

«Например, из двух технологий по устройству слоев дорожной одежды (американская система Суперпейв и европейская система EN 13108-5) в Реестр включено 55 позиций, которые по своей сути являются составной частью указанных технологий. По оценкам экспертов, общее количество «инноваций» в Реестре искусственно завышено примерно в 8–10 раз», – сообщают аудиторы.

В период 2018–2020 годов в среднем стоимость 63,3 % новых технологий и материалов, которые применялись на автомобильных дорогах федерального значения, значительно превысила стоимость традиционных технологий и материалов, что повлекло за собой увеличение стоимости дорожных работ.

По оценкам экспертов, свершившаяся техническая «революция» в области дорожного строительства не предложила принципиально новые составы асфальтобетонных смесей, зато была изменена привычная терминология и регламентированы различные способы изготовления лабораторных образцов, как и многочисленные методы оценки их механических свойств, применяемые в других странах.

Стоимость асфальтобетонов по новым стандартам в сравнении с традиционными асфальтобетонами значительно увеличилась: во Владимирской области – на 40,0 %84, в Калужской области – на 19,4 %85, в Курской области – на 37,8 %86, в Орловской области – на 23,1 %87, в Самарской области – на 31,4 %88, в Свердловской области – на 97,7 %89.
Большие вопросы вызвала у аудиторов модная нынче технология Superpave: так, в 2020 году государственными и муниципальными заказчиками заключено 586 контрактов на общую сумму 80 миллиардов 581,2 миллионов рублей с требованиями применения этой технологии.

Одновременно с этим результаты мониторинга участков автомобильной дороги М-4 «Дон», находящихся в доверительном управлении Госкомпании, за период 2017– 2020 годов показали отсутствие преимуществ новых асфальтобетонов. Так, по информации Госкомпании, показатели состояния дорожного покрытия участков, на которых применялись традиционные и новые стандарты, практически не отличаются, при этом колейность отдельных участков с применением новых асфальтобетонов оказывается выше.

По оценкам экспертов, требования к физико-механическим свойствам асфальтобетона в новых стандартах нормируются без должного учета российских климатических условий эксплуатации. При этом высокая пористость новых асфальтобетонов может приводить к преждевременному разрушению дорожного покрытия в регионах, где климат холодный и влажный.

Аудиторы также выявили увеличение количества ДТП на дорогах, где применялись новые технологии. Например, в период с 2018 по 2010 на дорогах Росавтодора было зафиксировано 213 ДТП (2018 год – 24, 2019 год – 40, 2020 год – 149), на дорогах ГК «Автодор» – 258 ДТП (2018 год – 115, 2019 год – 59, 2020 год – 84).

В результате аварий погибли 132 человека, ранен 601 человек. Обращает на себя внимание тот факт, что на дорогах Росавтодора количество ДТП с недостатками транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети ежегодно увеличивается: в 2019 году – на 16 единиц (66,7 %), в 2020 году – на 109 единиц (272,5 %).

Также в 2020 году на 25 единиц (42,4 %) увеличилось количество ДТП с недостатками транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети на дорогах ГК «Автодор».

В заключение аудиторы Счётной палаты делают вывод о том, что «имеющийся дефицит прорывных технологий и принципиально новых материалов для дорожного хозяйства объясняется пренебрежением отечественными фундаментальными, поисковыми научными исследованиями и отсутствием официальных полигонов для обеспечения комплексных испытаний инноваций, что подтверждается экспертным сообществом».

«Видится целесообразным создание либо отдельных опытно-экспериментальных полигонов внедрения новых технологий и материалов в дорожном хозяйстве в различных природно-климатических зонах Российской Федерации, либо нормативное определение порядка и условий использования участков действующей дорожно-транспортной сети для указанных целей», – резюмируют аудиторы.



Хронология новостей
4 июля 2025, 12:32
️В Москве участились случаи кражи денег через поддельную оплату МСД
4 июля 2025, 11:16
В Петербурге разработали аккумуляторы для троллейбусов с автономным ходом до 35 км
4 июля 2025, 10:19
На базе аэропорта Бегишево планируют создать аэрополис стоимостью 1 трлн рублей
3 июля 2025, 15:10
«Росатом» разработает станции быстрой замены аккумуляторов для электромобилей
3 июля 2025, 14:13
Южнокорейские учёные представили прорыв в управлении беспилотниками
Видео
На маршрутные линии Самары впервые вышли трамваи нового поколения
На маршрутные линии Самары впервые вышли трамваи нового поколения
Не удалось загрузить изображение
Китайская компания представила прототип летающего автомобиля, который ездит и по дорогам
Китайская компания представила прототип летающего автомобиля, который ездит и по дорогам
Не удалось загрузить изображение
Tesla опубликовала видео своего робота Tesla Bot
Tesla опубликовала видео своего робота Tesla Bot
Не удалось загрузить изображение
Во Владивостоке у дороги водители заметили амурского тигра, который собирал мусор
Во Владивостоке у дороги водители заметили амурского тигра, который собирал мусор
Не удалось загрузить изображение
Форум дорожных инициатив
Не удалось загрузить изображение