Счётная палата проверила дорожные инновации России. 60% таковыми не оказались
Счётная палата опубликовала очередной отчёт, в котором выяснилось, что более 60% технологий, отнесенных Росавтодором и ГК «Автодор» к инновационным, таковыми не являются. Кроме того, аудиторы пришли к выводу, что если и применяются новые технологии, то без доказанной эффективности последних.
«В период 2014–2020 годов Федеральному дорожному агентству (Росавтодор) на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР) было выделено 3 миллиарда 625,4 миллионов рублей (ежегодно в среднем 517,9 млн рублей). При этом нормативы затрат на НИОКР Росавтодором не утверждены. Однако весь объем средств был направлен исключительно на разработку стандартов, методических и аналитических документов. В период 2018–2020 годов более 60 % технологий и материалов, отнесенных Росавтодором и государственной компанией «Российские автомобильные дороги» (далее также – Госкомпания) к новым технологиям и материалам, по факту являлись не новыми», – говорится в отчёте.
Более того, разработанные в рамках деятельности смежных технических комитетов по стандартизации № 465 «Строительство» и № 418 «Дорожное хозяйство» документы в отдельных случаях устанавливают требования к одному и тому же предмету технического регулирования, при этом зачастую содержат взаимоисключающие положения.
Всего по заданиям Росавтодора проведены 363 научно-исследовательские работы, в рамках которых были разработаны в том числе 181 отраслевой дорожный методический документ (49,9 %), 146 документов национальной системы стандартизации (40,2 %). Отраслевые дорожные методические документы (ОДМ) являются актами рекомендательного характера и не учитываются при прохождении государственной экспертизы. К настоящему времени действует 314 ОДМ, средняя стоимость разработки одного ОДМ составляет 10,3 млн рублей.
«Вместе с тем некоторые ОДМ в дорожном хозяйстве не используются. Так, после издания в 2015 году ОДМ 218.3.043-201532 не применялся ни разу: объекты с применением белитовых шламов не реализовывались», – сообщают в Счётной палате.
«В результате существенная часть мероприятий (43,9 %) Стратегии Росавтодора, в том числе все мероприятия по развитию инновационной деятельности в ОУДХ субъектов Российской Федерации17, на 1 января 2021 года не выполнены», – подытоживают аудиторы, и предлагают направить бюджетные средства на более нужные вещи.
Например, принципы проектирования дорожных одежд, несмотря на постоянно возрастающие транспортные нагрузки, за последние годы не менялись.«Как и пятьдесят лет назад, в существующих нормах расчетные характеристики дорожно-строительных материалов остаются постоянными в течение всего срока службы одежды», – говорится в отчёте Счётной палаты.
«Досталось» от аудиторов и так называемому Реестру новых технологий и материалов. На сегодняшний день он насчитывает 1 388 единиц информации, при этом по факту Реестр содержит ограниченный перечень технологий и материалов, которые искусственно раздроблены, что подтверждается экспертным сообществом.
«Например, из двух технологий по устройству слоев дорожной одежды (американская система Суперпейв и европейская система EN 13108-5) в Реестр включено 55 позиций, которые по своей сути являются составной частью указанных технологий. По оценкам экспертов, общее количество «инноваций» в Реестре искусственно завышено примерно в 8–10 раз», – сообщают аудиторы.
В период 2018–2020 годов в среднем стоимость 63,3 % новых технологий и материалов, которые применялись на автомобильных дорогах федерального значения, значительно превысила стоимость традиционных технологий и материалов, что повлекло за собой увеличение стоимости дорожных работ.
По оценкам экспертов, свершившаяся техническая «революция» в области дорожного строительства не предложила принципиально новые составы асфальтобетонных смесей, зато была изменена привычная терминология и регламентированы различные способы изготовления лабораторных образцов, как и многочисленные методы оценки их механических свойств, применяемые в других странах.
Стоимость асфальтобетонов по новым стандартам в сравнении с традиционными асфальтобетонами значительно увеличилась: во Владимирской области – на 40,0 %84, в Калужской области – на 19,4 %85, в Курской области – на 37,8 %86, в Орловской области – на 23,1 %87, в Самарской области – на 31,4 %88, в Свердловской области – на 97,7 %89.
Большие вопросы вызвала у аудиторов модная нынче технология Superpave: так, в 2020 году государственными и муниципальными заказчиками заключено 586 контрактов на общую сумму 80 миллиардов 581,2 миллионов рублей с требованиями применения этой технологии.
Одновременно с этим результаты мониторинга участков автомобильной дороги М-4 «Дон», находящихся в доверительном управлении Госкомпании, за период 2017– 2020 годов показали отсутствие преимуществ новых асфальтобетонов. Так, по информации Госкомпании, показатели состояния дорожного покрытия участков, на которых применялись традиционные и новые стандарты, практически не отличаются, при этом колейность отдельных участков с применением новых асфальтобетонов оказывается выше.
По оценкам экспертов, требования к физико-механическим свойствам асфальтобетона в новых стандартах нормируются без должного учета российских климатических условий эксплуатации. При этом высокая пористость новых асфальтобетонов может приводить к преждевременному разрушению дорожного покрытия в регионах, где климат холодный и влажный.
Аудиторы также выявили увеличение количества ДТП на дорогах, где применялись новые технологии. Например, в период с 2018 по 2010 на дорогах Росавтодора было зафиксировано 213 ДТП (2018 год – 24, 2019 год – 40, 2020 год – 149), на дорогах ГК «Автодор» – 258 ДТП (2018 год – 115, 2019 год – 59, 2020 год – 84).
В результате аварий погибли 132 человека, ранен 601 человек. Обращает на себя внимание тот факт, что на дорогах Росавтодора количество ДТП с недостатками транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети ежегодно увеличивается: в 2019 году – на 16 единиц (66,7 %), в 2020 году – на 109 единиц (272,5 %).
Также в 2020 году на 25 единиц (42,4 %) увеличилось количество ДТП с недостатками транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети на дорогах ГК «Автодор».
В заключение аудиторы Счётной палаты делают вывод о том, что «имеющийся дефицит прорывных технологий и принципиально новых материалов для дорожного хозяйства объясняется пренебрежением отечественными фундаментальными, поисковыми научными исследованиями и отсутствием официальных полигонов для обеспечения комплексных испытаний инноваций, что подтверждается экспертным сообществом».
«Видится целесообразным создание либо отдельных опытно-экспериментальных полигонов внедрения новых технологий и материалов в дорожном хозяйстве в различных природно-климатических зонах Российской Федерации, либо нормативное определение порядка и условий использования участков действующей дорожно-транспортной сети для указанных целей», – резюмируют аудиторы.