Почему строительство транспортных объектов в России буксует: главные проблемы и пути решения

Фото: Стас Донин
Не удалось загрузить изображение
Фото: Стас Донин

Проблемы в организации строительства транспортных сооружений не просто сохраняются — они становятся всё острее, серьёзно тормозя реализацию проектов. На III Международной научно-практической конференции СибНИИ мостов в Новосибирске главный инженер регионального филиала  института «Гипростроймост» Михаил Чирва выделил две ключевые причины сложившейся ситуации: это диктат заказчика и устаревшее сметное дело.

Эти проблемы наглядно проявились в крупных проектах Новосибирска: Восточном обходе, строительстве четвёртого моста, станции метро «Спортивная», ремонтах Октябрьского и Димитровского мостов. Результаты известны: скандалы, судебные разбирательства, смена подрядчиков и руководителей. А вместе с этим — крах крупнейших высококвалифицированных мостостроительных организаций вроде «Сибмоста».

Диктат заказчика

Сегодня отношения между заказчиками и подрядчиками регулируются законодательством, которое формально отвечает требованиям отрасли. Однако на практике законы часто трактуются в интересах заказчика.

Все риски и ответственность перекладываются на подрядчиков: штрафы, пени, банковские гарантии — стандартный набор условий. Более того, подрядчиков вынуждают брать на себя функции заказчика: получать технические условия, создавать геодезическую разбивочную основу и выполнять другие задачи. Стоимость этих работ подрядчики также вынуждены покрывать сами, чтобы не потерять контракт.

Результат — кабальные условия для исполнителей, падение качества работ и рост конфликтов на стройплощадках.
Необходим пересмотр взаимоотношений заказчиков и подрядчиков в сторону реального партнёрства — конструктивного, равноправного и в рамках действующего законодательства.

Кризис сметного дела

Сметные расчёты давно стали инструментом давления на подрядчиков. Заказчики, ссылаясь на малейшие расхождения в выборе техники или материалов, регулярно добиваются пересмотра стоимости уже выполняемых работ.

Процесс составления смет напоминает анахронизм: методики, заложенные ещё в СССР, почти не изменились за десятилетия. На каждом этапе — от проектирования до сдачи объекта — сметы многократно пересматриваются и перепроверяются тысячами специалистов. Это требует огромных ресурсов: человеческих, финансовых, временных.

И при этом конечная смета — это не объективная стоимость строительства, а лишь компромиссное соглашение между участниками проекта. Парадокс: затрачиваются колоссальные усилия ради результата, который можно было бы получить в разы быстрее и дешевле с помощью упрощённой методологии.
Назрела необходимость глубокой реорганизации сметной системы: минимизация затрат без потери качества и устранение возможности бесконечного оспаривания итоговой стоимости.

Предложенная модель реформ

По мнению Михаила Чирвы, в первую очередь, нужно создать единый открытый реестр всех построенных в России искусственных сооружений с техническими характеристиками и стоимостью в ценах года постройки.

Затем - ввести единую методику индексации цен на строительство для пересчёта стоимости объектов к актуальным ценам.

Проектировщик будет определять стоимость нового объекта на основании данных реестра и индексов цен, а заказчик проверяет обоснованность стоимости через независимую экспертизу.

Подрядчики уточняют стоимость в ходе конкурсных процедур.

Цена контракта после конкурса фиксируется и становится неизменной на весь период строительства, как это предусмотрено Гражданским кодексом РФ.

Такая система не требует кардинальной перестройки законодательства и способна вернуть здравый смысл во взаимоотношения всех сторон.

Куда двигаться дальше?

Внедрение новой модели позволит перераспределить огромные кадровые ресурсы, задействованные в сметном деле, и направить их на развитие транспортного строительства и экономики в целом.

Главную роль в реформах должен сыграть научно-производственный сектор: именно он способен создать нужные информационные базы и обосновать корректность новых подходов расчёта стоимости.

И, наконец, не стоит забывать: никакие реформы не будут эффективными без изменения профессиональной культуры. Проблему диктата и злоупотреблений в строительстве можно искоренить только одним способом — оставаться не только профессионалами, но и порядочными людьми.

Стас Донин,

специально для "Трансстройньюс"

Хронология новостей
28 апреля 2025, 15:07
В США представили самый дешёвый электропикап
28 апреля 2025, 14:37
В России создали систему автономной навигации для роя дронов без спутников
28 апреля 2025, 14:01
В Новосибирске реконструируют аэродромную инфраструктуру
28 апреля 2025, 11:28
Почему строительство транспортных объектов в России буксует: главные проблемы и пути решения
28 апреля 2025, 09:07
Минтранс предложил запретить стоянку самокатов на тротуарах и ввести новые правила для СИМ
Видео
На маршрутные линии Самары впервые вышли трамваи нового поколения
На маршрутные линии Самары впервые вышли трамваи нового поколения
Не удалось загрузить изображение
Китайская компания представила прототип летающего автомобиля, который ездит и по дорогам
Китайская компания представила прототип летающего автомобиля, который ездит и по дорогам
Не удалось загрузить изображение
Tesla опубликовала видео своего робота Tesla Bot
Tesla опубликовала видео своего робота Tesla Bot
Не удалось загрузить изображение
Во Владивостоке у дороги водители заметили амурского тигра, который собирал мусор
Во Владивостоке у дороги водители заметили амурского тигра, который собирал мусор
Не удалось загрузить изображение
Форум дорожных инициатив
Не удалось загрузить изображение