Почему строительство транспортных объектов в России буксует: главные проблемы и пути решения

Проблемы в организации строительства транспортных сооружений не просто сохраняются — они становятся всё острее, серьёзно тормозя реализацию проектов. На III Международной научно-практической конференции СибНИИ мостов в Новосибирске главный инженер регионального филиала института «Гипростроймост» Михаил Чирва выделил две ключевые причины сложившейся ситуации: это диктат заказчика и устаревшее сметное дело.
Эти проблемы наглядно проявились в крупных проектах Новосибирска: Восточном обходе, строительстве четвёртого моста, станции метро «Спортивная», ремонтах Октябрьского и Димитровского мостов. Результаты известны: скандалы, судебные разбирательства, смена подрядчиков и руководителей. А вместе с этим — крах крупнейших высококвалифицированных мостостроительных организаций вроде «Сибмоста».
Диктат заказчика
Сегодня отношения между заказчиками и подрядчиками регулируются законодательством, которое формально отвечает требованиям отрасли. Однако на практике законы часто трактуются в интересах заказчика.
Все риски и ответственность перекладываются на подрядчиков: штрафы, пени, банковские гарантии — стандартный набор условий. Более того, подрядчиков вынуждают брать на себя функции заказчика: получать технические условия, создавать геодезическую разбивочную основу и выполнять другие задачи. Стоимость этих работ подрядчики также вынуждены покрывать сами, чтобы не потерять контракт.
Результат — кабальные условия для исполнителей, падение качества работ и рост конфликтов на стройплощадках.
Необходим пересмотр взаимоотношений заказчиков и подрядчиков в сторону реального партнёрства — конструктивного, равноправного и в рамках действующего законодательства.
Кризис сметного дела
Сметные расчёты давно стали инструментом давления на подрядчиков. Заказчики, ссылаясь на малейшие расхождения в выборе техники или материалов, регулярно добиваются пересмотра стоимости уже выполняемых работ.
Процесс составления смет напоминает анахронизм: методики, заложенные ещё в СССР, почти не изменились за десятилетия. На каждом этапе — от проектирования до сдачи объекта — сметы многократно пересматриваются и перепроверяются тысячами специалистов. Это требует огромных ресурсов: человеческих, финансовых, временных.
И при этом конечная смета — это не объективная стоимость строительства, а лишь компромиссное соглашение между участниками проекта. Парадокс: затрачиваются колоссальные усилия ради результата, который можно было бы получить в разы быстрее и дешевле с помощью упрощённой методологии.
Назрела необходимость глубокой реорганизации сметной системы: минимизация затрат без потери качества и устранение возможности бесконечного оспаривания итоговой стоимости.
Предложенная модель реформ
По мнению Михаила Чирвы, в первую очередь, нужно создать единый открытый реестр всех построенных в России искусственных сооружений с техническими характеристиками и стоимостью в ценах года постройки.
Затем - ввести единую методику индексации цен на строительство для пересчёта стоимости объектов к актуальным ценам.
Проектировщик будет определять стоимость нового объекта на основании данных реестра и индексов цен, а заказчик проверяет обоснованность стоимости через независимую экспертизу.
Подрядчики уточняют стоимость в ходе конкурсных процедур.
Цена контракта после конкурса фиксируется и становится неизменной на весь период строительства, как это предусмотрено Гражданским кодексом РФ.
Такая система не требует кардинальной перестройки законодательства и способна вернуть здравый смысл во взаимоотношения всех сторон.
Куда двигаться дальше?
Внедрение новой модели позволит перераспределить огромные кадровые ресурсы, задействованные в сметном деле, и направить их на развитие транспортного строительства и экономики в целом.
Главную роль в реформах должен сыграть научно-производственный сектор: именно он способен создать нужные информационные базы и обосновать корректность новых подходов расчёта стоимости.
И, наконец, не стоит забывать: никакие реформы не будут эффективными без изменения профессиональной культуры. Проблему диктата и злоупотреблений в строительстве можно искоренить только одним способом — оставаться не только профессионалами, но и порядочными людьми.
Стас Донин,
специально для "Трансстройньюс"
Похожие новости


