Трасса «Таврида»: от Севастополя до Крымского моста
Крымская трасса Р260, более известная как «Таврида», — один из самых ожидаемых инфраструктурных проектов этого года. Четырёхполосная дорога соединяет Севастополь и Керчь, проходя через столицу региона — город Симферополь. Общая её протяжённость составляет 250,7 километра, из которых 13,2 километра проходят по территории Севастопольского региона.
Впрочем, уже здесь начинаются разночтения, в том числе на высшем уровне, обнаружившиеся во время встречи Владимира Путина с руководством генподрядной организации в августе прошлого года, когда в качестве протяжённости магистрали президент называл цифру 282,2 километра, генеральный директор — 250, а его заместитель — около 252 километров.
Так или иначе, в 2017 году проекты всех шести пусковых участков трассы прошли государственную экспертизу и в мае, после закладки памятного камня, началось строительство дороги.
В состав «Тавриды» входят 18 мостов, 18 развязок и 30 надземных пешеходных переходов. Пропускная способность трассы составляет до 40 тысяч автомобилей в сутки, разрешённая скорость для транспорта — 90 километров в час. По расчётам крымского минтранса, время в пути от Керчи до Симферополя, сейчас составляющее три с половиной часа, сократится до двух часов. Проехать всю дорогу от Керчи до Севастополя может будет менее чем за три часа.
Стоимость строительства на данный момент превышает 140 миллиардов рублей, проект финансируется федеральной целевой программой развития Крыма и Севастополя. Цена «Тавриды» — ещё один сложный вопрос: в марте 2017 года глава Крыма Сергей Аксёнов оценивал бюджет трассы в 85 миллиардов рублей, но за полгода автодорога подорожала почти вдвое — одна только крымская часть, без севастопольской (а её цена выросла втрое — с 5 до 15 миллиардов), стала стоить в 140 миллиардов. Утверждалось, что виной тому — рост цен на строительные материалы и то, что проект трассы не прошёл нормальную экспертизу. Впоследствии по разным (но всегда официальным и экспертным) оценкам стоимость возросла до 168 миллиардов, снизилась до 166 и, в конце концов, была зафиксирована на отметке 149,3 миллиарда рублей.
Генеральный подрядчик «Тавриды» — АО «ВАД», впоследствии ставшее подрядчиком на строительстве всех крымских дорог. В 2018 году было завершено возведение первой очереди строительства: открылись две полосы от Керчи до Симферополя.
Также в 2018 году на пути пролегания трассы была обнаружена карстовая пещера длиной более километра. В ходе палеонтологических и археологических изысканий в карстовой галерее были обнаружены останки доисторических животных — мастодонтов, гигантских страусов, верблюдов, жирафов, змей и других. Путём проведения геофизических исследований и томографии склона был найден исторический вход в пещеру, который будет вскрыт для дальнейшего её изучения, а на участке трассы, пролегающем над полостью, была установлена плита: возведение «Тавриды» продолжилось. Сообщается, что сама пещера может быть открыта для туристов уже летом этого года.
На январь 2020 года готовность трассы составляет 85%, по сообщению представителя АО «ВАД», асфальт на магистрали будет полностью уложен к сентябрю. Недавно министр транспорта РФ Евгений Дитрих заявил, что строительство трассы может быть завершено раньше срока, установленного на декабрь 2020 года: по словам Дитриха, нет противопоказаний к тому, чтобы «закончить чуточку раньше». Добавим, что это не относится к севастопольской части трассы, сложной из-за рельефа, — её ввод в эксплуатацию запланирован на 2021 год.