В Подмосковье торжественно открыли ЦКАД-3. Каждый километр трассы обошёлся в миллиард рублей
В Московской области торжественно открыли движение по самому длинному участку Центральной кольцевой автомобильной дороги –ЦКАД-3.
Это четырехполосная трасса с 69 искусственными сооружениями общей длиной 6831 метр, в том числе пятью экодуками, 47 путепроводами и 17 мостами. В их числе также мостовой переход через канал им. Москвы, общая длина которого составляет 1410 метров, сообщает пресс-служба ГК «Автодор».
Дорога соединит трассы М11 «Нева» и М7 «Волга» и станет центральным участком международной магистрали Европа – Западный Китай. До конца года «Автодор» введет в эксплуатацию также ЦКАД-4, полностью трасса будет сдана в 2021 году
Особенностью ЦКАД-3 стало использование системы «Свободный поток», которая в России внедряется впервые, и даёт водителям возможность проезжать по ЦКАД без остановок, а также отказаться от строительства пунктов оплаты и шлагбаумов. Для этого на дороге было установлено 12 рамок для системы бесконтактной оплаты проезда. На каждой из этих рамок смонтируют видеокамеры, антенны и лазерные сканеры.
Антенны считывают информацию с транспондеров, камеры – фиксируют факт проезда и распознают государственный регистрационный номер автомобиля. С помощью лазерных сканеров система определяет габариты транспорта для его классификации (легковой, грузовой транспорт). Данные с этих устройств поступают в промышленный компьютер, установленный здесь же, на опоре, после чего информация поступает в Центральный пункт управления (ЦПУ).
ИНТЕЛЛЕКТ НА СТРАЖЕ БЕЗОПАСНОСТИ
В ГК «Автодор» ЦПУ называют «сердцем» управления трассой, в него стекается информация с датчиков и камер о плотности транспортных потоков, появлении на дороге посторонних предметов, возникновении аварийных ситуаций. Вдоль трассы также расположены 7 метеостанций, которые связываются с коммунальными службами в случае необходимости уборки и обработки дороги.
Данные передаются по системе связи, использующей технологию V2X и позволяющей покрыть соединением все участки дороги. Именно с ее помощью значимая для участников дорожного движения информация выводится на электронные табло вдоль трассы, а также рассылается на подключенные к дорожной инфраструктуре автомобильные компьютеры и в специальные приложения на смартфоны водителей. Система также позволяет организовать работу аварийных комиссаров и других служб экстренной помощи: сообщения об инцидентах они автоматически получают в режиме реального времени.
ЧТО ПОЧЁМ
Строительство ЦКАД сопровождалось коррупционными скандалами и значительной отсрочкой ее ввода в эксплуатацию. Изначально стоимость всех участков проекта оценивалась в 300 млрд рублей (сейчас 340 млрд рублей), а саму дорогу «Автодор» должен был построить к 2018 году. Однако проект вышел за рамки сметы и сроки существенно сдвинулись.
В июле прошлого года Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении бывшего руководителя ГК «Автодор» Сергея Кельбаха, которому вменили в вину нарушения при строительстве ЦКАД.
До этого глава оператора платных дорог Кельбах получал выговор от премьер-министра Дмитрия Медведева за частые смены подрядчиков. А ФАС подозревала госкомпанию в антиконкурентном сговоре, а именно в конкурсах, по мнению антимонопольщиков, выигрывали компании, предлагающие максимальную цену. В СК ущерб нанесенный топ-менеджером оценили в два миллиарда рублей, сообщает Газета.ру.
Финансирование проекта осуществлено на принципах государственно-частного партнерства. Из общего объема капитальных затрат в 101 миллиард рублей субсидии федерального бюджета составили порядка 21 миллиарда рублей, средства Фонда национального благосостояния — порядка 38,5 миллиардов рублей, средства частных инвесторов — порядка 41,3 миллиарда рублей. Таким образом, один километр этой дороги обошелся практически в один миллиард рублей (951 млн рублей или $13 млн/км).
Это не самая дорогая трасса в России. К примеру, проект скоростной дороги вдоль Черноморского побережья от Туапсе до Сочи (119 км) сейчас оценивается Минтрансом в 2,4 триллиона рублей (изначально в 1,6 трлн рублей) или 20 миллиардов рублей/км. Правда, трасса Туапсе-Сочи должна пройти по очень сложной гористой местности и участкам близким к морю.
В декабре 2018 года, Минтранс России в своем докладе сообщал, что средняя стоимость строительства автодороги в стране в однополосном исполнении составляет около 19 миллионов рублей. Согласно опубликованной методике Минтранса, стоимость строительства четырехполосной магистрали категории 1А (безсфетофорная и без пресечения потоков на одном уровне), какой является ЦКАД-3, не должна превышать 156 миллионов рублей за километр.
Даже в случае реконструкции уже существующего на ее траектории полотна цена, по методике, не должна была превысить 200 миллионов рублей/км.
Член общественного совета Федерального дорожного агентства «Росавтодор» Игорь Моржаретто в своём комментарии Газете. Ру отметил, что такая высокая стоимость завивист от системы оценки. В России в конечную цену входит не только укладка асфальта, но и выкуп земли, перенос коммуникаций и пр., а, к примеру, у тех же немцев «считается чисто строительство дорог».
«В Подмосковье — дорогие земли и коммуникациям нет числа, стоят они, как самолет. В Сибири такая трасса будет существенно дешевле», – заявил Моржаретто.
СКОЛЬКО СТОИТ ЦКАД ПРОЕХАТЬ
По транспондеру T-pass:
На ЦКАД-3 будут действовать каскадные скидки по транспондеру T-pass. Для владельцев транспондеров T-pass проезд по всем 105 километрам третьего пускового комплекса ЦКАД на легковом автомобиле (первая тарифная группа) обойдется в 255 рублей, то есть 2,4 рубля за километр. Для водителей грузового транспорта (четвертой тарифной группы) — 830 рублей.
Скидка при проезде по самому протяженному маршруту от М-11 «Нева» до М-7 «Волга» составит 50 процентов.
За проезд от М-11 до М-8 «Холмогоры» на автомобиле первой категории (54 километра) — 182 рубля, четвертой категории — 595 рублей. Скидка будет 30 процентов. А за более короткий маршрут, протяженностью 15 километров, например, от М-11 до съезда на региональную дорогу Никольское — Горки, владелец транспондера T-pass получит скидку в 15 процентов. Если он едет на легковой машине, то заплатит 55,25 рубля, на грузовой — 178,5 рубля. Эти тарифы разработаны по принципу «дальше едешь – меньше платишь».
По другим транспондерам:
Для пользователей с транспондерами сторонних эмитентов: ООО «Объединенные системы сбора платы» (ОССП), ООО «Магистраль северной столицы» (МСС) и АО «Новое качество дорог» (НКД), при проезде по любому маршруту вводится единая статичная скидка в 15 процентов.
Без транспондера:
Если у автомобилиста нет транспондера, то он может заранее купить Билет на разовую поездку по ЦКАД или оплатить задолженность за проезд до выставления штрафа. В таком случае скидки от базовых тарифов не предусмотрены.
Стоимость проезда по самому протяженному маршруту от М-11 «Нева» до М-7 «Волга» при оплате по Билету или оплате задолженности для легкового автомобиля составит 510 рублей, от М-8 «Холмогоры» до М-7 «Волга» — 250 рублей. А по самому короткому маршруту от М-11 до дороги Никольское — Горки — 65 рублей.
Водитель грузового автотранспорта за проезд от М-11 «Нева» до М-7 «Волга» заплатит 1660 рублей по Билету или при оплате совершенной поездки. Но, по статистке, подавляющее большинство пользователей на грузовых транспортных средствах используют для проезда по платным дорогам транспондеры.