10 или 20? В России решают, что делать с нештрафуемым порогом скорости
На днях министр внутренних дел Владимир Колокольцев в очередной раз раскритиковал инициативу снижения нештрафуемого порога при превышении скорости с 20 до 10 км/ч. «Эти меры надо вводить в совокупности с другими мерами, улучшение качества дорог со всеми другими составляющими», — сказал он в интервью, опубликованном на сайте «Вести.ру».
Глава МВД также заявил, что на отдельных участках трасс «надо все-таки выходить на повышение скоростного режима», добавив, что этому способствует уровень безопасности современного автотранспорта.
«МВД ОТСТАЁТ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ»
C Колокольцевым категорически не согласен депутат Госдумы, член комитета по транспорту и строительству Александр Васильев.
Поэтому создаётся ощущение, что подобные комментарии – это попытка переложить ответственность на дорожников, к которым, конечно, тоже имеются определённые претензии по состоянию дорог, и они объективные, — но, тем не менее, если мы говорим о соблюдении правил дорожного движения, которые устанавливает правительство Российской Федерации, то мы должны говорить и об ответственности за нарушение этих правил.
А у нас министры забывают о том, что превышение от нуля до десяти километров в час — это достаточно серьёзное нарушение, которое должно караться.
– Мне кажется, что наше общество уже готово к обсуждению снижения скоростного режима в городах до 50 км/ч. Статистика показывает, что у нас в городах гибнут люди, и эту ситуацию необходимо менять. Только с принятием комплекса нужных мер, в том числе и снижением скоростного режима, у нас получится успешно реализовывать проекты по безопасным и качественным автомобильным дорогам, – заключил депутат.
В настоящее время превышение скорости не более чем на 20 км/ч не карается штрафом. При этом разговоры о снижении нештрафуемого порога ведутся давно: ещё в 2014 году тем же МВД был разработан законопроект о возвращении штрафа, однако до Госдумы он так и не дошёл.
В 2018 году руководитель московского Департамента транспорта и заммэра Москвы Максим Лискутов предложил правительству России вернуться к обсуждению.
«Во всех цивилизованных городах не администрируемый порог идет 3-5 км/ч. Есть указ президента к 2024 г. снизить количество, приблизиться к порогу нулевой смертности на дорогах. Одним из вариантов, по которому идут многие мировые столицы, является снижение скоростного режима», – пояснил Ликсутов.
МЕДВЕДЕВ VS АКИМОВ
В октябре 2019 года на выставке «Дорога-2019» состоялось совещание, посвящённое проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
На совещании выступал, помимо прочих, губернатор Вологодской области Олег Кувшинников: после своего доклада о влиянии нацпроекта на развитие транспортной архитектуры, глава региона вынес на обсуждение два предложения: первое — об ограничении скорости движения в населённых пунктах до 50 км/ч, а второе — об уменьшении ненаказуемого порога превышения разрешённой скорости с 20 до 10 км/ч.
«Когда разрешённая скорость 60, а плюс 20 — это ненаказуемый порог, то на выходе получаем 80 км/ч, и это ситуация крайне сложная, гибель на пешеходных переходах мы видим в городах довольно часто», – заключил губернатор.
Дмитрий Медведев, в то время занимавший пост главы правительства, поручил МВД и другим «заинтересованным органам власти» рассмотреть вопрос о целесообразности возвращения штрафов за превышение скорости более чем на 10 км/ч. Такое поручение уже отдавалось МВД и Минтрансу в конце 2018 года после заседания правительственной комиссии по безопасности дорожного движения во главе с тогдашним вице-премьером Максимом Акимовым.
В начале декабря 2019 года Медведев заявил, что решение о возвращении штрафов за превышение разрешенной скорости более чем на 10 км/ч (как это было до 2013 года) пока не принято и, сославшись на собственный водительский опыт, высказал скептицизм по этому вопросу, добавив, что эти 10 км/ч очень часто на машине «не ловятся», в том числе и самим водителем. При этом Медведев пообещал, что данный вопрос будет ещё раз проработан.
20 декабря прошлого года Максим Акимов, бывший вице-премьер, заявил о том, что порог не подлежащего штрафу превышения скорости на российских дорогах будет снижен с 20 до 10 км/ч: «ни в одной стране мира, которая относит себя к цивилизованным, не считается допустимым превышать лимит скорости на 20 км/ч». Как заметил Акимов, таким образом водитель в своей голове всегда прибавляет к скоростному ограничению 20 км/ч, и делает это интуитивно.
Медведев снова отреагировал на это сомнением в необходимости и снижения нештрафуемого порога: по словам его пресс-секретаря Олега Осипова, в ближайшей перспективе решение о снижении порога вряд ли будет принято.
«Я действительно считаю, что 10 км - это непонятно, чуть-чуть нажал и всё», - сказал тогда Медведев.
«НЕПОСИЛЬНАЯ НОША»
В конце января 2020 года был опубликован проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), в документе предусмотрены новые штрафы за превышение: на 20-40 км/ч – штраф составит 3 тысячи рублей вместо 500, за превышение на 40-60 км/ч – 4 тысячи рублей вместо тысячи.
Незадолго до этого глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев сообщил, что в городах-миллионниках, в том числе и в Москве и Санкт-Петербурге, могут начать взимать штрафы за превышение скорости на 10 км/ч.
Все остальное, по словам Москвичева, предлагается «не уменьшать, а наоборот, на трассах, соответствующих нормативам, будем увеличивать лимит скорости, вместо 90 км/час до 110 км/час». В настоящий момент это предложение находится на стадии обсуждения.
В конце февраля власти Петербурга анонсировали ограничение скорости движения до 40 км/ч на Невском проспекте. По словам главы администрации Центрального района города, ограничения могут вступить в силу уже осенью этого года.
КТО БЫЛ ЗА
В поддержку увеличения штрафа в 2018 году высказывался министр транспорта РФ Евгений Дитрих. «Думаю, что Минтранс будет поддерживать снижение нештрафуемого порога до +10 км/ч к существующему ограничению скорости», —Дитрих. По его оценке, это могло бы «повысить дисциплину и уменьшить нарушения».
Поддержать нештрафуемый порог решил и глава Центра организации дорожного движения (ЦОДД) правительства Москвы Михаил Кизлык.
«При допустимой скорости 80 км/ч в городе, с учетом нештрафуемого порога, вероятность летального исхода для пешехода взлетает до 60%. Для детей ситуация еще хуже. Если же взять улицы, где разрешено ехать 80 км/ч, а с нештрафуемым порогом — все 100, у пешехода вообще нет шансов выжить», —заявил Кизлык.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ И РОССИЙСКИЕ МИЛЛИАРДНЫЕ ШТРАФЫ
В Великобритании минимальный штраф за превышение скорости составит 8,3 тысяч рублей, в Швеции — более 13 тысяч рублей. При этом в Германии, например, допуск составляет 3 км/ч при скорости менее 100 км/ч, то есть 3%. В Швеции — не более 1%.
В Бельгии штраф увеличивается с каждым километром превышения. Например, если скорость за городом превышена на 18 км/ч, то штраф составит: 50 + 18×5 = 140 евро. При превышении свыше 30 км/ч в населённом пункте и свыше 40 км/ч за городом — обязательное отстранение водителя от управления автомобилем.
Недавно ГИБДД обнародовала данные о собранных с российских водителей штрафов: общая сумма превысила 100 миллиардов рублей. Что примечательно, больше всего нарушений зафиксировано именно по статье превышения скоростного режима.