10 или 20? В России решают, что делать с нештрафуемым порогом скорости

На днях министр внутренних дел Владимир Колокольцев в очередной раз раскритиковал инициативу снижения нештрафуемого порога при превышении скорости с 20 до 10 км/ч. «Эти меры надо вводить в совокупности с другими мерами, улучшение качества дорог со всеми другими составляющими», — сказал он в интервью, опубликованном на сайте «Вести.ру».

Глава МВД также заявил, что на отдельных участках трасс «надо все-таки выходить на повышение скоростного режима», добавив, что этому способствует уровень безопасности современного автотранспорта.

«МВД ОТСТАЁТ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ»

C Колокольцевым категорически не согласен депутат Госдумы, член комитета по транспорту и строительству Александр Васильев.

 – Я считаю, что в принятии решения о снижении наказуемого порога нельзя опираться на мнение такого человека, который редко ездит за рулём сам, как это делает министр внутренних дел, – рассказал TSN Васильев, – уже давно понятно, что по части снижения скорости и снижения количества аварий, которые происходят на дорогах, министерство внутренних дел отстаёт по показателям, которые дал президент в своём майском указе. Там, напомню, речь шла о снижении количества жертв аварийности в 3,5 раза.
Поэтому создаётся ощущение, что подобные комментарии – это попытка переложить ответственность на дорожников, к которым, конечно, тоже имеются определённые претензии по состоянию дорог, и они объективные, — но, тем не менее, если мы говорим о соблюдении правил дорожного движения, которые устанавливает правительство Российской Федерации, то мы должны говорить и об ответственности за нарушение этих правил.
А у нас министры забывают о том, что превышение от нуля до десяти километров в час — это достаточно серьёзное нарушение, которое должно караться.

– Мне кажется, что наше общество уже готово к обсуждению снижения скоростного режима в городах до 50 км/ч. Статистика показывает, что у нас в городах гибнут люди, и эту ситуацию необходимо менять. Только с принятием комплекса нужных мер, в том числе и снижением скоростного режима, у нас получится успешно реализовывать проекты по безопасным и качественным автомобильным дорогам, – заключил депутат.

В настоящее время превышение скорости не более чем на 20 км/ч не карается штрафом. При этом разговоры о снижении нештрафуемого порога ведутся давно: ещё в 2014 году тем же МВД был разработан законопроект о возвращении штрафа, однако до Госдумы он так и не дошёл.  

В 2018 году руководитель московского Департамента транспорта и заммэра Москвы Максим Лискутов предложил правительству России вернуться к обсуждению.

«Во всех цивилизованных городах не администрируемый порог идет 3-5 км/ч. Есть указ президента к 2024 г. снизить количество, приблизиться к порогу нулевой смертности на дорогах. Одним из вариантов, по которому идут многие мировые столицы, является снижение скоростного режима», – пояснил Ликсутов.

МЕДВЕДЕВ VS АКИМОВ

В октябре 2019 года на выставке «Дорога-2019» состоялось совещание, посвящённое проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

На совещании выступал, помимо прочих, губернатор Вологодской области Олег Кувшинников: после своего доклада о влиянии нацпроекта на развитие транспортной архитектуры, глава региона вынес на обсуждение два предложения: первое — об ограничении скорости движения в населённых пунктах до 50 км/ч, а второе — об уменьшении ненаказуемого порога превышения разрешённой скорости с 20 до 10 км/ч.

 «Когда разрешённая скорость 60, а плюс 20 — это ненаказуемый порог,  то на выходе получаем 80 км/ч,  и это ситуация кра??не сложная, гибель на пешеходных переходах мы видим в городах довольно часто»,  – заключил губернатор.
 Дмитрий Медведев, в то время занимавший пост главы правительства, поручил МВД и другим «заинтересованным органам власти» рассмотреть вопрос о целесообразности возвращения штрафов за превышение скорости более чем на 10 км/ч. Такое поручение уже отдавалось МВД и Минтрансу в конце 2018 года после заседания правительственной комиссии по безопасности дорожного движения во главе с тогдашним вице-премьером Максимом Акимовым.
В начале декабря 2019 года Медведев заявил, что решение о возвращении штрафов за превышение разрешенной скорости более чем на 10 км/ч (как это было до 2013 года) пока не принято и, сославшись на собственный водительский опыт, высказал скептицизм по этому вопросу, добавив, что эти 10 км/ч очень часто на машине «не ловятся», в том числе и самим водителем.  При этом Медведев пообещал, что данный вопрос будет ещё раз проработан.

20 декабря прошлого года Максим Акимов, бывший вице-премьер, заявил о том, что порог не подлежащего штрафу превышения скорости на российских дорогах будет снижен с 20 до 10 км/ч: «ни в одной стране мира, которая относит себя к цивилизованным, не считается допустимым превышать лимит скорости на 20 км/ч». Как заметил Акимов, таким образом водитель в своей голове всегда прибавляет к скоростному ограничению 20 км/ч, и делает это интуитивно.

«Если наша национальная цель - достичь порога четыре погибших на 100 тысяч человек, сделать это, не повышая нашу с вами ответственность как участников дорожного движения за неправомерное поведение на дороге, невозможно, – отметил Акимов. –Есть ПДД, их надо соблюдать».

Медведев снова отреагировал на это сомнением в необходимости и снижения нештрафуемого порога: по словам его пресс-секретаря Олега Осипова, в ближайшей перспективе решение о снижении порога вряд ли будет принято.

«Я действительно считаю, что 10 км - это непонятно, чуть-чуть нажал и всё», - сказал тогда Медведев.

«НЕПОСИЛЬНАЯ НОША»

В конце января 2020 года был опубликован проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), в документе предусмотрены новые штрафы за превышение: на 20-40 км/ч – штраф составит 3 тысячи рублей вместо 500, за превышение на 40-60 км/ч – 4 тысячи рублей вместо тысячи.

Проект вызвал (ожидаемо) большой резонанс среди водителей, которых поддержал новый премьер правительства Михаил Мишустин. Последний назвал суммы штрафов «непосильными» для многих жителей России и потребовал от Минюста доработать документ.
«Мы с вами пока еще не добились такого роста зарплат, чтобы на столько увеличивать штрафы»,  – заявил Мишустин.

Незадолго до этого глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев сообщил, что в городах-миллионниках, в том числе и в Москве и Санкт-Петербурге, могут начать взимать штрафы за превышение скорости на 10 км/ч.

Все остальное, по словам Москвичева, предлагается «не уменьшать, а наоборот, на трассах, соответствующих нормативам, будем увеличивать лимит скорости, вместо 90 км/час до 110 км/час». В настоящий момент это предложение находится на стадии обсуждения.

В конце февраля власти Петербурга анонсировали ограничение скорости движения до 40 км/ч на Невском проспекте.  По словам главы администрации Центрального района города, ограничения могут вступить в силу уже осенью этого года.

КТО БЫЛ ЗА

В поддержку увеличения штрафа в 2018 году высказывался министр транспорта РФ Евгений Дитрих. «Думаю, что Минтранс будет поддерживать снижение нештрафуемого порога до +10 км/ч к существующему ограничению скорости», —Дитрих. По его оценке, это могло бы «повысить дисциплину и уменьшить нарушения».

Поддержать нештрафуемый порог решил и глава Центра организации дорожного движения (ЦОДД) правительства Москвы Михаил Кизлык.

«При допустимой скорости 80 км/ч в городе, с учетом нештрафуемого порога, вероятность летального исхода для пешехода взлетает до 60%. Для детей ситуация еще хуже. Если же взять улицы, где разрешено ехать 80 км/ч, а с нештрафуемым порогом — все 100, у пешехода вообще нет шансов выжить», —заявил Кизлык.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ И РОССИЙСКИЕ МИЛЛИАРДНЫЕ ШТРАФЫ

В Великобритании минимальный штраф за превышение скорости составит 8,3 тысяч рублей, в Швеции — более 13 тысяч рублей. При этом в Германии, например, допуск составляет 3 км/ч при скорости менее 100 км/ч, то есть 3%. В Швеции — не более 1%.

В Бельгии штраф увеличивается с каждым километром превышения. Например, если скорость за городом превышена на 18 км/ч, то штраф составит: 50 + 18×5 = 140 евро. При превышении свыше 30 км/ч в населённом пункте и свыше 40 км/ч за городом — обязательное отстранение водителя от управления автомобилем.

Недавно ГИБДД обнародовала данные о собранных с российских водителей штрафов: общая сумма превысила 100 миллиардов рублей. Что примечательно, больше всего нарушений зафиксировано именно по статье превышения скоростного режима.

Хронология новостей
25 апреля 2025, 17:02
Математики МГУ создали систему для предотвращения давки в местах массового скопления людей
25 апреля 2025, 15:09
Минтранс предлагает ввести новый класс воздушного пространства для гражданских дронов
25 апреля 2025, 14:22
В Иркутске к 2027 году начнётся проектирование нового аэропорта
25 апреля 2025, 11:27
В Москве все электровелосипеды городского проката получили госномера
25 апреля 2025, 10:55
️ В России появятся восемь дронопортов для автоматического управления беспилотниками
Видео
На маршрутные линии Самары впервые вышли трамваи нового поколения
На маршрутные линии Самары впервые вышли трамваи нового поколения
Не удалось загрузить изображение
Китайская компания представила прототип летающего автомобиля, который ездит и по дорогам
Китайская компания представила прототип летающего автомобиля, который ездит и по дорогам
Не удалось загрузить изображение
Tesla опубликовала видео своего робота Tesla Bot
Tesla опубликовала видео своего робота Tesla Bot
Не удалось загрузить изображение
Во Владивостоке у дороги водители заметили амурского тигра, который собирал мусор
Во Владивостоке у дороги водители заметили амурского тигра, который собирал мусор
Не удалось загрузить изображение
Форум дорожных инициатив
Не удалось загрузить изображение