Эксперты рассказали о влиянии камер на дорожную безопасность
Общее число дорожных камер в России на сегодняшний день составляет порядка 30 тысяч. Только за 2023 год их количество увеличилось на 8%, сообщил на днях «Коммерсант».
Сумма штрафов превысила 220 миллионов рублей, всего же сотрудниками ГИБДД было вынесено 237,6 миллионов постановлений об административных правонарушениях в области дорожного движения, что на 18,1% больше, чем в прошлом году. 92% постановлений (220,9 миллионов) вынесено с применением дорожных камер.
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов рассказал ТСН, что по его мнению, увеличение количества камер никак не помогает снижению аварийности.
«Когда камеры только появлялись, это действительно было благом для дорожного движения и для безопасности. Количество тяжелых аварий после внедрения систем фото-видео фиксации в регионах и в столице уменьшилось на треть. Число погибших уменьшилось приблизительно на такую же величину», - заявил он.
«Но потом, когда количество камер увеличилось, и думалось, что если мы поставим 50 тысяч, 100 тысяч таких камер, то смертность приблизится к нулевой. Но оказалось, что это не так.
Увеличение количества камер и количества штрафов не приводят к снижению аварийности. И это самый главный вывод из тех цифр, которые мы увидели.
То есть количество штрафов растет, количество камер тоже, а вот цифры по смертности и аварийности топчутся на месте», - добавил эксперт.
Экс-заместитель руководителя ГКУ ЦОДД — начальник Ситуационного центра Александр Евсин рассказал ТСН о том, что камеры являются своего рода первой ступенью к безопасности на дорогах
«Принцип работает так: если на дорогах нет порядка, и много водителей преднамеренно нарушают ПДД ( так было в начале 2000-х), то камеры повышают дисциплинированность и снижают число ДТП.Если порядок на дорогах уже есть (как сейчас в Москве), то установка новых камер повлияет только на непреднамеренные нарушения ПДД, такие как невнимательность, случайные обстоятельства и т.д.»,- рассказал Евсин.
По его словам, этот принцип хорошо иллюстрируется примером Москвы, где на первом этапе внедрения камер- около 300 штук- было зафиксировано снижение количества погибших в авариях на 40%.
«Дальнейшее же увеличение числа камер (до 3500 и больше) значимого влияния на безопасность не оказали, а в отдельные периоды даже сопровождалось увеличением погибших, например, в первое полугодие 2022 число погибших выросло на 4%. Исходя из опыта, можно сказать, что лучше всего на безопасность влияет правильная организация дорожного движения»,- пояснил Александр Евсин.
«Правильно спроектированный пешеходный переход, приводит к полному исключению смертельных наездов на пешеходов. Установка же дорожной камеры на неправильно спроектированном переходе максимум что может дать — это видеосъемку трагедии».
По словам эксперта, камеры помогают навести порядок, но уже после его наведения, штрафы только ухудшают ситуацию, ведь водители становятся озабоченными уже не реальными факторами безопасности, а боязнью получить штраф.
«Например, автоматическое штрафование за выезд на обочину МКАД приводит к отказу ряда водителей заехать на обочину, даже в случаях, предусмотренных ПДД (вынужденная остановка, требование освободить проезжую часть для оформления мелких ДТП). На МКАД это может приводить к серьезным ДТП, связанным с наездом сзади на транспортное средства, стоящее в полосе движения. Поэтому после наведения элементарного порядка, основной упор следует делать не на количестве камер и штрафов, а повысить качество организации дорожного движения, и проводить точечную работу со стороны МВД с редкими, но опасными нарушителями»,- заключил он.