Ледяные арктические ВПП армируют сетками из базальта
Российские учёные предложили увеличить полезную нагрузку воздушных судов полярной авиации за счёт использования армирующих элементов при строительстве взлётно-посадочных полос. Сетки из базальта и стекловолокна, а также специальные нити из синтетических арамидных полимеров и натурального льна способны повысить прочность ледяной ВПП в три раза.
Конструкции легко перевозить на дальние расстояния из-за их компактности. После доставки на место строительства сетки растягиваются по всей поверхности взлётно-посадочной полосы и заливаются водой. Для повышения несущей способности полосы или создания объёмных конструкций с заданной прочностью возможна установка материала в несколько слоёв с разной пространственной ориентацией.
Помимо повышения прочности льда, сетки изменяют характер его разрушения при превышении максимальных нагрузок. Трещины, образующиеся при проезде тяжёлой техники по льду, могут разрушить весь ледяной массив, что приведёт к потере оборудования и человеческим жертвам, однако при использовании армирующих сеток такое практически исключено.
При этом армирующие конструкции являются многоразовыми и их можно использовать несколько сезонов подряд.
Лабораторные испытания сеток закончатся в следующем году, после чего начнётся их тестирование на арктических полигонах.