«Центральный» vs «Гагарин»: битва аэропортов в Саратове

До 21 августа 2019 года Саратов был уникальным городом – одним из немногих в мире, где аэропорт располагался не просто в черте города, а довольно близко от центра, буквально в четверти часа езды от главной площади. Как если бы в Москве самолеты садились прямо на Воробьевых горах. Недавно «в полях» за городом был построен новый хаб. Выиграли или проиграли от этого пассажиры и другие жители города? Разберемся.

Закат «Центрального»

Старый аэропорт, «Саратов Центральный» занимает 230 гектаров в Кировском районе города. Здесь располагаются умеренно респектабельные жилые кварталы – не элита, но и не спальные «человейники». Отсюда можно доехать за нескол??ко минут на общественном транспорте до крупнейшего сосредоточения торговых центров – Сенного рынка. Еще недавно, авиапассажир мог, прибыв в Саратов, без труда уехать в любую точку города за 23 рубля.

Аэропорт "Центральный"

 

Будущий «Саратов Центральный» возник в 1931 году как грунтовая посадочная площадка для легких самолетов, с которых опрыскивали поля. Через пару лет открылись почтовые, а затем – почтово-пассажирские линии, появился одноэтажный деревянный павильон с залом ожидания. Первые самолеты летали только в города и села Саратовской области и ближайшие региональные центры. Первое десятилетие после войны главной воздушной гаванью Саратова был аэропорт с изящным названием «Разбойщина» в отдаленном пригороде, а в 1959 году было открыто двухэтажное здание аэровокзала в «Центральном».

Главным преимуществом старого аэродрома было его расположение, главным слабым местом – оно же. Из-за небольшой взлетно-посадочной полосы - 2222 метра в длину и 42 метра в ширину – он не мог принимать крупные воздушные суда. Удлинить полосу было некуда: город уже разросся вокруг взлетного поля. Однако в год «Центральный» пропускал через себя более 400 тысяч человек и с потребностями города на 800 тысяч жителей справлялся.

Определенные нарекания вызывал внешний вид аэропорта. Здание, перестроенное из летной школы, маленькой ротондой и шпилем на крыше, немного напоминало аккуратный полустанок. Внутри него помещался только крошечный зал ожидания на несколько кресел и аскетичный буфет, а для V.I.P. зала пришлось строить отдельный корпус. 

Вход в VIP зал аэропорта Центральный

Официальными причинами переноса аэродрома «в поле» власти региона называли соображения безопасности и необходимость развития транспортной инфраструктуры.  Сложно сказать, была ли безопасность полетов под вопросом: формально в приаэродромную зону «Центрального» попадал весь Саратов, но к аномально высокой аварийности это не привело.

Что касается необходимости развития, старый аэропорт трудно было назвать перегруженным. С момента распада СССР в России перестала существовать почти тысяча аэропортов, и Саратовская область не стала исключением. Так, в конце нулевых закрылся малоиспользуемый «Саратов Южный» - вспомогательный воздушный порт в Заводском районе города.

Реально существующая проблема в Саратове — нехватка свободного места для строительства, особенно в центре. После изменения законодательства об охранных зонах объектов культурного наследия строить в центре стало негде. Старинный купеческий «даунтаун», уже пострадавший от точечной высотной застройки, оказался почти что закрыт для девелоперов. Слабо освоенными остались только окраинные поселки, почти начисто лишенные инфраструктуры. И тут появляется возможность освоить 230 гектаров посреди самых оживленных улиц.

 

Рождение «Гагарина»

В 2007 году региональный Минтранс начал поиск площадки аэропорта. Через год он остановил свой выбор на селе Сабуровка, расположенном примерно в двадцати километрах от границы города, недалеко от берега Волги. Строительство велось с длительными перерывами; первым сроком сдачи был назван 2015 год, затем — 2016, 2017 и 2018. Строительство аэродрома финансировал бюджет, преимущественно федеральный, а возведение аэропортового комплекса взял на себя инвестор.

Строительство "Гагарина"

 

Взлетно-посадочную полосу начало делать саратовское ПАО «Волгомост» (с 2016 года перерегистрировано в Москве), затем контракт с ним был расторгнут, и завершало объект АО «Мостоотряд-99» из Дагестана. В процессе укладки ВПП дала шестисотметровую трещину, о чем прессе сообщил глава Росавиации Александр Нерадько.

Глава Росавиации Александр Нерадько

«Волгомосту» предъявили претензию за устройство слишком слабого основания полосы, из-за чего работа их преемников оказалась испорчена. Возникла опасность новых переносов сроков сдачи, потому что полосу пришлось бы разбирать и укладывать заново, однако по итогам экспертизы было решено этого не делать.

Аэровокзал в Сабуровке было решено строить только в 2013 году. До этого планировалось, что пассажиры будут проходить регистрацию в старом аэропорту, а затем ехать за город, чтобы улететь. Инвестором строительства аэровокзала выступила вексельберговская «Ренова», строительство было поручено подрядчикам из Турции.

Вокзал был возведен в обычном для этого типа строений конструктивистском стиле с застекленным фасадом. Впрочем, ответственный за строительство зампред регионального правительства Василий Разделкин утверждал, что в здании зашифрованы символы, связывающие его с Саратовской областью.

Аэропорт "Гагарин"

Например, плавная линия витринного стекла — это напоминание о волжской волне и одновременно о саратовской гармошке. Так или иначе, это современное здание, гораздо более просторное и светлое, чем старинный корпус с ротондой на крыше. 

Строительство аэропорта обошлось федеральному и региональному бюджетам, а также инвестору в 22 миллиарда рублей.

Сравним

Что потерял и что приобрел пассажир, когда на смену «Центральному» пришел «Гагарин»?

- Цена билетов. На нее влияют тарифы аэропорта. Так, цена обслуживания одного пассажира в «Центральном» составляла 82 рубля, в «Гагарине» она составила 415 рублей. В результате билеты заметно подорожали, стоимость рейса в Москву может достигать 90 тысяч рублей. Иногда появляется возможность выкупить билет по сверхнизкой цене, менее 500, но вероятность этого — примерно как выиграть в лотерею.

- Транспортная доступность аэропорта. Удобство «Центрального» осталось непревзойденным. «Гагарин» находится примерно в часе езды от Саратова, и попасть туда непросто. Два автоподхода не слишком загружены, но один из них пересечен железнодорожным переездом, путепровод над ним пока существует только в проекте. На дороговизну парковок жители тоже успели пожаловаться. Можно воспользоваться электричкой, но она курсирует редко, и ее приезды никак не связаны с такими же редкими (пока) авиарейсами.

- Комфорт. Здесь «Гагарин» уверенно выигрывает: просторный, с современными залами ожидания и полноценным относительно недорогим сетевым кафе, чек которого всего на 10-20% выше, чем в городе.  

- Работа в трудных погодных условиях. «Центральный» задерживал рейсы во время сильных туманов. Предполагалось, что «Гагарин», расположенный в другом рельефе, не будет иметь таких проблем, но в реальности и он меняет расписание из-за погоды. Более того, его категория формально позволяет работать только при идеально чистом небе.

- Возможность развития. Казалось бы, «Гагарин» с ВПП длиной  3,2 километра относится к классу А и может принимать более тяжелые воздушные суда, чем принимал «Центральный» с полосой на километр короче. Однако к разительным переменам для пассажиров это не привело: пока в Саратов летают примерно такие же самолеты, что и раньше.

P.S. Старый аэропорт закрыт, в центре Саратова появился обширный земельный участок для освоения. В социальных сетях городские активисты требуют разбить на этом месте парк. Губернатор требует создать план «комплексного освоения территорий». Бизнесмены предлагают сделать на этом месте деловой центр. Что получится — интересно будет посмотреть.

 

Иван Ильин, специально для "Трансстройньюс"

Хронология новостей
18 февраля 2025, 13:30
В России разработали звуковую систему для «бесшумного» электротранспорта
18 февраля 2025, 12:01
В половине такси в России могут появиться детские кресла
17 февраля 2025, 18:22
В России могут изменить порядок медосвидетельствования на опьянение
17 февраля 2025, 17:35
Студент МАИ изобрел систему управления манипулятором для опасных производств
17 февраля 2025, 15:32
Злостных алиментщиков будут ловить по дороге на курорты
Видео
На маршрутные линии Самары впервые вышли трамваи нового поколения
На маршрутные линии Самары впервые вышли трамваи нового поколения
Не удалось загрузить изображение
Китайская компания представила прототип летающего автомобиля, который ездит и по дорогам
Китайская компания представила прототип летающего автомобиля, который ездит и по дорогам
Не удалось загрузить изображение
Tesla опубликовала видео своего робота Tesla Bot
Tesla опубликовала видео своего робота Tesla Bot
Не удалось загрузить изображение
Во Владивостоке у дороги водители заметили амурского тигра, который собирал мусор
Во Владивостоке у дороги водители заметили амурского тигра, который собирал мусор
Не удалось загрузить изображение
Зеркальный реестр проверок
Не удалось загрузить изображение