Эксперты: беспилотным автомобилям не нужна другая дорожная инфраструктура, кроме той, что уже есть
Беспилотный автономный транспорт может появится на дорогах страны уже в текущем году, этому отчасти будет способствовать новый закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» (ЭПР). Он предполагает снятие ограничительных норм для тестирования технологий, пишут «Известия».
По мнению опрошенных изданием экспертов, изменения в законодательстве помогут внедрять технологии без бюрократических проволочек.
«Если раньше для начала испытаний разработчикам требовалось постановление правительства, теперь оно не нужно, поэтому компании смогут ускорить разработку продуктов», – прокомментировал пресс-секретарь НТИ AutoNet Ярослав Федосеев.
Автономные технологии уже готовы к запуску, считают эксперты. Беспилотным автомобилям не нужна другая дорожная инфраструктура, кроме той, что уже есть, сказал руководитель лаборатории автономных транспортных систем Центра компетенций НТИ на базе Университета Иннополис Салимжан Гафуров. Технологии развиваются, прогресс очевиден, но беспилотники выйдут на дорогу без инженеров, когда это будет разрешено, указал он. По его мнению, с высокой долей вероятности уже в этом году такие выезды произойдут.
В «Яндексе» пояснили, что отбор территорий, где будут действовать экспериментально-правовые режимы, определят в рамках процедуры согласования программы ЭПР в правительстве. Сейчас беспилотники компании можно встретить на дорогах Москвы (в том числе на территории «Сколково») и Иннополиса (Татарстан). Но в салоне машины «Яндекса», перемещающейся по дорогам общего пользования, сегодня всегда находится страхующий водитель, напомнили в компании. Текущий уровень развития технологии позволяет начинать использование беспилотников в полностью автономном режиме (без человека в салоне) в условиях небольшого города, сказали в корпорации. В компании уточнили, что ждать главного – безопасного движения беспилотников по городу в часы пи – придётся ещё 3-4 года.
Отмечается также, что в случае ДТП по вине беспилотника без человека в салоне ответственность будет нести разработчик конкретного транспортного средства. В крупных городах инфраструктура для перемещения таких машин по городу уже готова. Единственный барьер — законодательство, которое не допускает поездки автомобилей без водителя. Но в ближайшие несколько лет в правовой системе произойдут фундаментальные изменения.
В Минэкономразвития уточнили, что подать заявку на установление экспериментального правового режима (ЭПР) может любой желающий. В министерство продолжают поступать заявки, а АНО «Цифровая экономика» консультирует участников по подаче заявок на включение в ЭПР. Для этого на сайте некоммерческой организации размещена основная информация о целях и порядке установления ЭПР, а также организован прием инициативных предложений.
К ЭПР относятся семь проектов, в том числе коммерческое использование беспилотного наземного транспорта. Также это телемедицина, дистанционное заключение договоров с использованием биометрии, грузовые перевозки с использованием беспилотных авиационных систем, поддержка врачебных решений с использованием искусственного интеллекта, сервис для малого и среднего бизнеса по подбору оптимальных сфер и мест деятельности на базе больших данных и исследования повседневной клинической практики при применении лекарственных средств у пациентов.
Напомним, что другие эксперты ( например, главный конструктор инновационных автомобилей научно-технического центра «Камаза» Сергей Назарен) заявили, что ожидать появления беспилотного транспорта на дорогах общего пользования стоит не раньше 2027 года.
Отметим, что в сентябре 2020 года в России была проведена первая коммерческая перевозка груза беспилотным транспортом. Кроме того, сообщалось, что беспилотным автомобилям разрешат пользоваться выделенными полосами, как и общественному транспорту.