Российских автопроизводителей обяжут устанавливать алкозамки
В России разработают концепцию массового внедрения алкозамков – устройств, блокирующих зажигание при наличии алкогольных паров – на те автомобили, которые собираются на территории страны. Об этом сообщает сегодня «Коммерсант» со ссылкой на протокол совещания в Минпромторге
Планируется, что концепция будет разработана до 1 октября текущего года, до 31 декабря «проработан вопрос о стимулировании массового внедрения алкозамков в серийные модели».
Отмечается, что на совещании присутствовали представители ООО «Научно-производственная фирма "Мета"» (производитель оборудования для ТО, алкотестеров), Научно-производственного предприятия ИТЭЛМА (поставщик запчастей для автозаводов), ООО «Омега» (разработчик информационных систем), АО «НИИМА "Прогресс"» (производитель микроэлектроники). При этом полностью готовое оборудование есть только у «Меты»: стоимость одного алкозамка составляет порядка 79 тысяч, но и даже здесь нет гарантии, что устройство не будет ошибаться. Так, в инструкции к прибору отмечается, что на результат могут повлиять лосьон для бритья или пары омывателя.
Представители автомобильного производства пока что никак не выразили свою позицию, однако вряд ли они от неё в восторге: установка нового оборудования неминуемо приведёт к подорожанию продукции.
Первые алкозамки начали использовать в Швеции еще в конце 1990-х годов. С 2022 года все новые транспортные средства, произведенные на территории Евросоюза, должны быть оборудованы алкозамками.
В России установку алкозмаков стали обсуждать ещё в 2010 году: тогда подобные устройства ставились на школьные автобусы в Татарстане и Ивановской области, но дальше пилотного проекта дело не пошло. Госавтоинспекция поддерживала установку приборов. В 2013 году «Справедливая Россия» предлагала обязать водителей, уличенных в пьяном вождении, ставить за свой счет алкозамки, но законопроект отклонили. Похожие поправки несколько раз анонсировала Мосгордума, но приняты они не были.
В 2014 году Минтранс согласился с инициативой депутата Олега Нилова, который предлагал установить на всю наземную технику аэропортов систему алкозамков — устройств, которые блокируют двигатель, если водитель находится в состоянии опьянения. На это решение повлиял инцидент в московском аэропорту Внуково-3, когда четырехместный самолет Falcon 50, следовавший рейсом Москва–Париж, при взлете задел снегоуборочную машину, загорелся и рухнул на взлетно-посадочную полосу.
В результате крушения три члена экипажа и пассажир — президент французской компании Total Кристоф де Маржери, который возвращался в Париж, — погибли. Маржери прилетал в Москву на ежегодное собрание Консультативного совета по иностранным инвестициям с участием премьер-министра России Дмитрия Медведева. По данным следствия, водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненков находился в состоянии алкогольного опьянения.
В июне 2020 ГИБДД анонсировала новый метод тестирования водителей на алкогольное опьянение, правда, без особых подробностей. Разговоры об этом зашли сразу после резонансного ДТП с участием известного актёра Михаила Ефремова.
В 2019 году было заведено 308,1 тысяч дел за нетрезвое вождение, всего 173 тысячи водителей были лишены прав, 45,4 тысяч— арестованы, 18,5 тысяч обошлись штрафом. Всего же в 2019 году пьяными водителями было совершено более 15 тысяч ДТП. По даннным ГИБДД, каждый чтвёртый участник таких аварий погибает.