Автопром стал самой проблемной отраслью промышленности России
Автомобильная промышленность показала худший результат среди всех отраслей по итогам января—октября 2025 года, следует из обзора Центра стратегических разработок. Производство автомобилей сократилось на 22,2% в годовом выражении, а в октябре спад достиг 38,4%.
В ЦСР отмечают, что отрасль переживает не временную коррекцию, а структурный кризис, который может сигнализировать о более широких экономических проблемах. Наиболее сложная ситуация — в сегменте легковых автомобилей: выпуск снизился на 9,6% за десять месяцев, продажи — на 17,8% за 11 месяцев. Реализация Lada, занимающей около четверти рынка, упала на 25%.
Давление на рынок усиливают высокие процентные ставки, ограничивающие автокредитование. Объем выдачи автокредитов сократился на 28,5% на фоне сохранения ключевой ставки на уровне 21%. Дополнительные сложности фиксируются в сегментах грузовиков и спецтехники из-за замедления деловой активности.
В ЦСР указывают, что протекционистские меры, включая новые требования к локализации такси, не решают системных проблем. Введение этих норм с марта 2026 года может привести к сокращению числа перевозчиков и росту тарифов, при этом спрос, вероятно, сместится в сторону китайских автомобилей.
Авторы исследования подчёркивают, что отрасли необходимы масштабные инвестиции в технологии, однако высокая стоимость заимствований и низкая рентабельность делают их экономически невыгодными. Кризис автопрома несёт риски для занятости в промышленных городах и для смежных производств.
Без смягчения денежно-кредитных условий и точечных мер господдержки российский автопром рискует надолго остаться в состоянии структурного спада, предупреждают в ЦСР.