Водители московских автобусов пожаловались, что система «Антисон» лишает их зрения
Автобусные водители «Мосгортранса» пожаловались на проблемы со здоровьем, возникшими из-за системы «Антисон», внедрённой для контроля за состоянием водителя во время смены. По словам работников предприятия, инфракрасное излучение прибора, направленное в глаза водителя и работающее в течение всей смены, приводит к головным болям, ухудшению зрения, рези в глазах и носовым кровотечениям. Об этом сообщил сегодня «КоммерсантЪ».
В связи с этим сотрудники «Мосгортранса» создали петицию в защиту водителей общественного транспорта на сайте change.org, которая адресована президенту РФ. В комментариях один из водителей утверждает, что на автобусах устанавливается не сертифицированная аппаратура, а дешёвые китайские аналоги, не соответствующие никаким нормативам.
В заметке ««Коммерсанта» также сообщается о независимой экспертизе прибора, проведённой некоммерческой организацией «Бюро научных экспертиз»: по её результатам, интенсивность излучения системы превышает нормативную в 300 раз (32,2 Вт/кв. м против максимального 0,05 Вт/кв. м по СанПиНу 1996 года).
Система "Антисон" в работе
В свою очередь, «Мосгортранс» заявил, что система производит меньше излучения, чем смартфоны, а жалуются на резь в глазах те « кого уволили за то, что они постоянно отвлекались во время вождения и не следили за дорогой». Предприятие также выложило в своём официальном твиттере сертификаты, подтверждающие безопасность технологии.
ЧТО ТАКОЕ "АНТИСОН"
Официальная презентация системы «Антисон» состоялась в 2019 году на форуме «Армия-2019». Представлял систему холдинг «Росэлектроника», который является частью государственной корпорации «Ростех».
Система "Антисон". Фото: сайт группы компаний "КСОР"
Внешне устройство напоминает традиционный видеорегистратор. Оно устанавливается в салоне транспортного средства и отслеживает состояние водителя.
При запуске двигателя аппаратура автоматически идентифицирует лицо водителя. По его мимике, движению глаз и поворотам головы устройство фиксирует, что водитель засыпает или отвлекается от дороги. В случае обнаружения признаков сна, системой в автоматическом режиме незамедлительно подается сигнал – звуковой и световой. Если водитель не подтверждает свое бодрствование и полный контроль над ситуацией при помощи нажатия на специальную «кнопку бдительности», то данные о возможной опасной ситуации отправляются диспетчеру для принятия оперативных мер.
На сайте «Росэлектроники» сообщается, что система «Антисон» также может быть интегрирована в систему видеоконтроля для пассажирского транспорта, разработанную АО «НПО «Импульс» (входит в «Росэлектронику»). Применяемый в системе алгоритм обработки видеоданных с точностью до 100% подсчитывает количество пассажиров по изображению, полученному с камер над дверными проходами транспортного средства. Система интегрируется с маршрутной сетью, анализируя число пассажиров на каждой из остановок, что позволяет прогнозировать загруженность транспорта. Решение также способно идентифицировать личность пассажира, снимая два биометрических параметра: квази-3D образ лица и радужную оболочку глаза. Система НПО «Импульс» применяется в пассажирских автобусах Санкт-Петербурга с 2017 года.
ГДЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ И КЕМ РАЗРАБОТАНО
В московском транспорте систему опробовали в 2018 году: в качестве пилотного проекта система была установлена в 36 автобусах. Разработчиком системы выступила компания ООО «Октоинформ Рус».
В ноябре прошлого года «Мосгортранс», отметив, что технология «показала свою эффективность», заключил контракт на поставку систем и оснащение им московских автобусов в массовом порядке. Контракт на 1,74 миллиардов рублей был заключен с группой компаний «КСОР», которое обязалось закупить и установить систему на 8400 автобусах, троллейбусах, трамваях и электробусах.
В апреле 2019 года появилось сообщение о начале испытания аналогичной системы в московском метрополитене. Установкой также занималась группа компаний «КСОР»»: сумма контракта для метро составила 337,5 миллионов рублей.
На портале Rusprofile в информации о компании ООО «Октоинформ Рус» значится участие в качестве поставщика всего в двух госконтрактах, где заказчиками выступали «Мосгортранс» и «Московский метрополитен». Оба контракта на идентичную сумму (около 10 миллионов рублей), оба – на «оказание услуг по осуществлению оперативного видеомониторинга функционального состояния водителей во время управления транспортным средством».
На официальном сайте группы компаний «КСОР» сообщается, что «наша миссия – свести к нулю число аварийных ситуаций и инцидентов, исключив фактор «человеческой ошибки» с помощью устройств на базе объединения технологий AI, IoT и edge computin». Отмечается также, что «Антисон» за первые месяцы работы устройство уже помогло в 2,5 рааз снизить число инцидентов. Где именно это произошло, в метро или на автобусах – не уточняется.
В январе 2020 года появились первые сообщения работников «Мосгортранса» о проблемах со здоровьем, вызванных действием прибора: у двоих водителей был подтверждён ожог сетчатки глаза, другие работники жаловались на резь в глазах, зуд, лопающиеся сосуды и головные боли.
На данный момент система «Антисон» установлена на 5600 автобусах, троллейбусах, трамваях и электробусах.