Хорда вместо кольца: строительство новой магистрали в Подмосковье начнется в 2019 году
В 2019 году начнутся работы по строительству Юго-Восточной хорды, которая заменит Четвертое транспортное кольцо. Общая протяженность составит 36 километров, из которых 11 километров — уже действующие дороги.
Юго-Восточная хорда будет пересекать самые загруженные дороги Москвы — Рязанский и Волгоградский проспекты, Каширское шоссе. Трасса пройдет через десять районов Москвы, пять автомобильных магистралей и четыре округа: Восточный, Юго-Восточный, Южный и Юго-Западный, после чего выйдет на автомобильную трассу федерального значения М-7 «Волга».
По проекту планируется возведение многоуровневых транспортных развязок через пути Курского, Казанского и Горьковского направлений Московской железной дороги (МЖД), а также на участке от Грайвороновской улицы до улицы Полбина и на участке от улицы Полбина до Курьяновского бульвара, а также строительство нового моста через Москву-реку и многоуровневая развязка на Каширском шоссе на участке от Каспийской улицы до Шоссейной улиц.
Генеральным проектировщиком и подрядчиком станет АО «Мосинжпроект». В порфтолио компании значатся другие крупные столичные проекты: БСА «Лужники», парк «Зарядье», Реконструкция транспортной развязки на пересечении Каширского шоссе и МКАД, реконструкция транспортной развязки на пересечении Мичуринского проспекта и МКАД, Реконструкция Каширского шоссе и многие другие. По словам руководителя АО «Мосинжпроект» Марса Газизуллина, компания станет единственным оператором при строительстве хорд.
Хорда в переводе с греческого означает «струна». В геометрии это означает отрезок прямой линии, который соединяет между собой две произвольные точки на одной окружности. Система хорды вместо кольца будет выгоднее на 20 %, отмечается на портале мэрии Москвы.
Приблизительная стоимость строительства составит 110,7 миллиардов рублей. Ввод в эксплуатацию Юго-Восточной хорды будет осуществляться в три этапа, последний из которых запланирован на 2025 год.
Ещё до начала работ проект вызвал большое негодование среди общественности. Причиной стал «маршрут» хорды от Каспийской улицы до Павелецкого направления МЖД, поскольку рядом находится могильник урана и тория. Захоронение располагается на склоне Москвы-реки между музеем-заповедником Коломенское, железнодорожным мостом Курского направления и Московским заводом полиметаллов. Согласно данным экологов, радиационный фон в этом месте превышает норму минимум в 50 раз, а строительные работы повысят риск подъема радиоактивных отходов на поверхность и возникновения экологической катастрофы.
В Москомархитектуре заявляли, что маршрут Юго-Восточной хорды не будет затрагивать потенциально опасные терроритории, однако признали, что часть завода полиметаллов на Каширском шоссе всё-таки попадает в границы проекта планировки территории, подготовленного для строительства хорды, и там имеются участки с особыми экологическими условиями.
При этом в ведомстве подчеркнули, что в процессе проектирования будут проведены все нужные исследования, включая и оценку радиационного фона на участках стройки и прилегающей территории.
В июле генеральный директор Управления дорожно-мостового строительства Москвы Василий Десятков заявил, что на участке строительства моста от Шоссейной до Кантемировской улицы были проведены поверхностные исследования и взяты глубинные пробы на наличие радионуклидов. Никакого превышения радиационного фона не было обнаружено. Десятков подтвердил, что за Московским заводом полиметаллов в 5-7 метрах от Москвы-реки будут находиться две опоры моста, но подчеркнул, что «по самой земле ничего проходить не будет».
В августе стало известно, что протестующие против строительства Юго-Восточной ходы подают в суд на правительство Москвы.
В иске отмечается, что в законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» говорится о «здравоохранительном аспекте права граждан на благоприятную окружающую среду, то есть на такую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека». По мнению истцов, постановление правительства Москвы о строительстве участка хорды от Каспийской улицы до Павелецкого направления МЖД «может расцениваться как снижение уровня правовых гарантий, предоставленных гражданам федеральным законодателем».