Обновленный ГОСТ для пешеходов: делиниаторы, рефюжи и «шикана»
РосДОРНИИ на днях представил обновлённый ГОСТ «Дороги автомобильные и улицы. Безопасность движения пешеходов. Общие требования». Документ планируют утвердить до конца 2022 года.
ГОСТ предлагает ввести сразу несколько новых терминов: так, появится понятие «дивертор», которое означает ограждение для перекрытия сквозного проезда на перекрестке. Кроме того, предполагается обустраивать островки безопасности защитой от выезда на них транспорта (рефюжами), - а также делиниаторами - столбиками или пластинами, разделяющими потоки. Тротуары при этом предлагают отделять от проезжей части сплошной посадкой кустарника, которые исключают выход на нее пешеходов вне установленных для этого мест.
Отдельно прописаны нормативы скорости в зонах нерегулируемых переходов. Внутри микрорайонов лимит не должен превышать 20 км/ч, на улицах и дорогах местного значения — 30 км/ч, на магистральных улицах районного значения — 40 км/ч, на загородных дорогах — 70 км/ч.
Кроме того, предлагается обустраивать приподнятые на 8 см над проезжей частью перекрестки с введением ограничения скорости в 20–40 км/ч, сокращать число полос для движения или уменьшать их ширину, организовывать «зигзагообразное движение» машин с помощью направляющих трапециевидных или овальных островков. Этот способ называется «шикана»: сам термин пришёл из гонок «Формулы-1», которым обозначают последовательность тесных извивающихся поворотов обычно в форме буквы S. Такой метод замедления трафика разрешат применять на улицах с низкой интенсивностью движения протяженностью не более 200 м — за пределами федеральных трасс, мостов, путепроводов, эстакад и не ближе 100 м к железнодорожным переездам, пишет «Коммерсант».
Отдельно обозначены параметры организации приподнятых над дорогой переходов вблизи школ и детских садов: не выше 7–15 см, в зависимости от наличия бордюра.
После прохождения «всех процедур» стандарт планируется утвердить и ввести в действие в 2022–2023 годах. Не исключено, что впоследствии ГОСТ будет включен в перечень стандартов в области безопасности движения, обязательных для соблюдения (распоряжение правительства 2438-р 2017 года), однако решение будет приниматься ГИБДД и Минтрансом.