Счётная палата предлагает строить дороги «начав с крепкого нормативного фундамента»
Счётная палата провела проверку использования бюджетных средств, направленных на содержание автодорог федерального, регионального и межмуниципального значения — не все результаты оказались удовлетворительными. Отчёт о проверке был опубликован на сайте ведомства.
«Безопасные и качественные дороги начинаются с крепкого нормативного фундамента»: такими словами открывается отчёт, посвящённый доле нормативных километров региональной дорожной сети и разнице в средствах, выделяемых на её содержание по сравнению с федеральными дорогами. Так, на текущий момент нормативным требованиям соответствует 84,8% федеральной дорожной сети и всего 44,2% региональной, при этом за последние два года первый показатель вырос на 7%, а второй — только на 1,1%. Как показала проверка, содержание одного километра федеральной дороги обходится в 2,2 миллиона рублей, а региональной — 288 тысяч рублей, и в среднем на трассы регионального или межмуниципального значения отправляется менее 30% от нормативной потребности.
Проблема, как указывает Счётная палата, заключается в том, что на сегодняшний день законодательно не закреплены критерии отнесения дорог к определённому уровню содержания и механизм распределения бюджетных ассигнований по подведомственным учреждениям Росавтодора, законодательно установлен лишь общий норматив размера бюджетных отчислений. В результате в разных регионах объём доведённых средств колеблется от 51% до 91% нормативной потребности.
Проверка показала, что расчёты необходимых средств опирались на протяжённость участков дорог, которые либо не эксплуатировались, либо вообще отсутствовали. Также были выявлены многочисленные нарушения федерального закона о госзакупках, практически несуществующую экономию средств и крайне низкий уровень конкуренции на аукционах — основная доля госконтрактов заключена с единственным участником торгов по начальной цене контракта.
По итогам проверки Счётная палата предложила пересмотреть нормативы финансовых затрат на содержание автодорог федерального значения и нормативно закрепить критерии отнесения дорог у соответствующему уровню содержания.
Напомним, также палатой было проверено исполнение бюджета минтрансом, Росавиацией и ГК «Автодор».