Счётная палата проверила Минтранс. У ведомства нашли долги на 5 миллиардов рублей
Счётная палата опубликовала заключение об исполнении бюджета в сфере транспорта за 2019 год, по состоянию на начало 2020 за Министерством транспорта числится 5,3 миллиардов рублей дебиторской задолженности, которую невозможно взыскать. По информации «Ведомостей», в прошлом году ведомством было израсходовано 166,3 миллиардов рублей бюджетных средств, при этом доходы составили 835, 9 миллионов рублей.
Половину доходов Минтранса (425,5 млн руб.) составили остатки субсидий, выданных в предыдущие годы. Еще 397,6 млн руб. вернула ГК «Автодор» – это не разрешенные к использованию в 2019 году средства. Таким образом, собственно доход от деятельности Минтранса за год составил 12,8 млн руб. И потенциальных резервов для его увеличения Счетная палата не выявила.
Проблемы выявили и в Росавиации: по данным аудиторов, административный регламент организации не соответствует Налоговому кодексу в части госпошлин. Согласно регламенту за выдачу разрешения на бортовые радиостанции пошлина составляет 2000 рублей, а за выдачу документа о соответствии требованиям обязательной сертификации в гражданской авиации – 400 рублей. При этом , согласно кодекусу, с 2014 года суммы составляют 3500 и 650 рублей соответственно.
Большой проблемой для выполнения планов министерством стали незавершённые по тем или иным причинам проекты. Например, строительство станции в районе разъезда 9 км Северо-Кавказской железной дороги должны были завершить еще в 2015 году, но она до сих пор не построена и вряд ли появится хотя бы в этом году. Причиной неожиданной задержки стали судебные тяжбы с жителями 43 жилых домов, которые согласно проекту строительства станции подлежат расселению.
Министерство также вернуло в бюджет 2 миллиона рублей, выделенных в 2019 г. на реконструкцию двух контрольно-пропускных пунктов через госграницу в Северной Осетии – Алании (Верхний Ларс) и Дагестане (Яраг-Казмаляр). Причина – Минтранс так и не обеспечил разработку проектно-сметной -документации.
За прошлый год число объектов незавершенного строительства сократилось всего на три и на 1 января 2020 года составляет 92 объекта. Но при этом стоимость их завершения возросла на 10% до 104,3 миллиардов рублей.
Самым сложным проектом для министерства транспорта стала Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД). На строительство и реконструкцию автомобильных дорог в прошлом году Минтранс выделил ГК «Автодор» 74,5 миллиарда рублей, ещё более 20 миллиардов ушло на строительство ЦКАД. Однако по факту проектная документация на возведение двух пусковых комплексов – № 1 и № 5 – оказалась «некачественной», поэтому понадобились корректировка документов и повторное получение заключений госэкспертизы. А любое затягивание сроков, как указали аудиторы, ведет к увеличению стоимости работ.
В 2019 году срок строительства пускового комплекса ЦКАД № 4 был продлен на два года, и объем финансирования пришлось увеличить на 2,6 миллиарда рублей. Покрывать эту разницу будет концессионер, который согласно условиям концессионного соглашения вправе потребовать возврата этих денег за счет федерального бюджета. Но в конечном итоге расходы лягут на пользователей автодороги, которым грозит увеличение проездного тарифа.
На организацию доверительного управления автомобильными дорогами Минтранс в марте 2019 года выделил ГК «Автодор» 47,8 миллиардов рублей, и средства были использованы почти полностью – на 99,9%. Однако плановые работы по капитальному ремонту этих дорог не выполнены: из 85,4 км отремонтировано только 59 км.