Loading TSN

Счётная палата: необходимо пересмотреть требования к характеристикам платных дорог. Сейчас они как к бесплатным

Счётная палата предлагает пересмотреть требования к транспортно-эксплуатационным характеристикам платных автомобильных дорог: в настоящий момент они не отличаются требований к бесплатным дорогам, при этом скоростные режимы разные. Об этом сообщается в итоговом пресс-релизе ведомства по результатам проверки концессионных соглашений по строительству двух платных трасс – «Новый выход на МКАД» и М-11 «Нева» (участок 15-58 км).

Так, освещение на участке 15-58 км автодороги Москва – Санкт-Петербург устроено согласно установленным требованиям, то есть вблизи населенных пунктов и на транспортных развязках, а это только 30% его протяженности. При этом это платный участок дороги. «Там разрешенные скорости более высокие, это влияет на безопасность движения», – говорится в сообщении.

В контрольном ведомстве также заявили о необходимости пересмотра методики определения стоимости проезда. По условиям соглашений, концессионер может ее устанавливать исходя из востребованности любого отдельно взятого участка трассы. В результате тариф за 1 км пути на разных участках может отличаться более чем в три раза, подчеркнули в Счетной палате.

«На маршруте Москва - Шереметьево-2 с трафиком 4,6 млн автомобилей за 2019 год стоимость проезда для легкового транспорта составила 310 рублей за 10,5 км пути, или 30 рублей за 1 км. По маршруту от Шереметьево-2 до Московского малого кольца с трафиком 70 тыс. автомобилей за год максимальная стоимость проезда составила 250 рублей, но уже за 28 км, или девять рублей за 1 км», – отмечается в пресс-релизе.

Кроме того, Счётная палата предлагает пересмотреть условия концессионных соглашений на строительство автомобильных дорог. Как правило, государство заключает концессии для оптимизации бюджетных расходов и привлечения частных инвестиций в экономику.

«Заключение концессионных соглашений для строительства этих дорог не только не помогло оптимизировать бюджетные расходы, но и привело к дополнительным расходам бюджета в размере 5,6 млрд рублей. Эту сумму государство выплатило концессионерам в качестве компенсации за недополученный доход. Причина такой ситуации – длительная процедура изъятия и оформления земельных участков под строительство дорог», – говорится в сообщении.

Аудитор Валерий Богомолов также отметил, что в России сложилась практика заключения концессий до решения земельных вопросов. В таком случае появляется риск срыва сроков строительства и необходимость дополнительного бюджетного финансирования. «Именно это произошло в ходе реализации проверенных соглашений - из-за нарушения сроков предоставления земельных участков не были соблюдены плановые сроки строительства, эксплуатация этих участков дорог началась с задержкой на 1 и 2 года», – уточнил он.

Второй недостаток концессий, по мнению СП, –это порядок расчета предельного размера дохода, который может оставаться в распоряжении концессионера. Эта норма рассчитана на основе прогнозных значений трафиков, которые определил концедент (представитель государства в рамках соглашений) на этапе проведения конкурсов.

«Все, что больше указанной суммы, считается сверхдоходом, 50% которого нужно направить государству. При этом проверка показала, что прогнозные значения трафика были завышены, из-за чего сверхдоход получен не будет», – подчеркнули в ведомстве.

«В ходе мероприятий мы достоверно установили, что прогноз трафика завышен и отчетность хромает в пользу концессионера. Фактический трафик в среднем в 2,5 раза ниже прогнозного. При этом актуализация и корректировка прогнозных значений условиями концессионных соглашений не предусмотрен», –добавил аудитор.

В ГК «Автодор» уже заявили, что готовы совместно с Министерством транспорта и Счетной палатой вести работу по изменению методики расчета платы за проезд.

«Государственная компания полностью поддерживает необходимость повышения качества услуг и потребительских свойств и готова принять активное участие в разработке дополнительных требований к проектированию и строительству платных автомобильных дорог высших категорий», – прокомментировал результаты проверки первый замглавы «Автодора» Сергей Перников.

 В России решили ограничить скорость электросамокатов С 2021 года водителям такси и пассажирских автобусов не дадут заснуть за рулём 

Похожие новости