Счётная палата: сроки строительства дорог по маршруту «Европа-Западный Китай» могут быть сорваны
Счётная палата РФ считает, что строительство некоторых дорог по маршруту «Европа –Западный Китай» может быть сорвано из-за коррупции. Речь идёт об участках, за реконструкцию которых отвечает Росавтодор: Канаш - Самара, проходящий по автомобильным дорогам федерального значения А-151 и М-5 «Урал» и Оренбург - Сагарчин трассы Р-239.
«Строительство указанных автодорог предусмотрено Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года в рамках федерального проекта «Европа – Западный Китай». При этом в паспорт самого проекта до сих пор не внесены мероприятия в части Росавтодора. Вместе с тем ведомственной целевой программой предусмотрены дорожные работы на отдельных участках маршрута для доведения их расчетной нагрузки до 11,5 т на ось, которые окончательно планируется завершить только к 2030 году. Таким образом, при вводе в эксплуатацию М-12 в 2024 году есть риски несоответствия транспортно-эксплуатационному состоянию отдельных участков международного маршрута», – говорится в отчёте Счётной палаты.
В маршрут «Европа –Западный Китай» также входят платные трассы под управлением госкомпании «Автодор». Это дорога М-11 Москва-Санкт-Петербург, Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД, участки 3 и 4), трасса М-12 Москва-Казань и обход Тольятти. Часть объектов уже сдана в эксплуатацию, а М-12 и обход Тольятти планируется построить к 2024 году.
Проверка показала, что на 1 октября 2020 года «Автодор» израсходовал на строительство трассы М-12 1,1 миллиарда рублей, или 21% от предусмотренного на год объема субсидии из федерального бюджета. «При этом по обходу Тольятти кассовое исполнение за 2019 год и на 1 октября 2020 года вообще отсутствовало», –подчеркнули в СП.
Также Счётная палата отметила недостаточные темпы заключения и исполнения договоров на проектирование и строительство M-12. «В связи с поздним заключением договоров (в сентябре 2020 года) на момент проверки «Автодор» принимал работы только по договорам на подготовку территории строительства обхода Балашихи. На 1 октября 2020 года было принято и оплачено только 34% от общего объема работ, предусмотренного основным договором на подготовку территории строительства. Причина отставания – несвоевременное заключение соглашения о компенсации убытков, без которого невозможно приступить к переустройству коммуникаций».
В ГК «Автодор» пояснили, что всего в 2020 году по М-12 было принято и оплачено 47% общего объема работ, предусмотренных календарным графиком договора на подготовку территории строительства. Это 100% от запланированного на прошлый год. Всего на строительство автомобильных дорог, включенных в маршрут Европа – Западный Китай, ГК «Автодор» потратила 541 миллиард рублей.
Помимо этого, СП обратила внимание, что по одному из 12 этапов строительства трассы Москва – Нижний Новгород – Казань «Автодор» заключила контракт с подрядчиком, чей опыт на рынке — всего лишь два года. Компания выбрана исполнителем заказа на 43 млрд рублей без проведения конкурса.
В настоящий момент СП уже направила обращение в Генпрокуратуру, пишут «Известия». Кроме этого, рекомендуется уведомить о выводах из доклада президента, а также в Совфед, Госдуму и Минтранс.
Проект «Европа – Западный Китай» включен в комплексный план развития магистральной инфраструктуры до 2024 года. В него входят также проекты «Морские порты России», «Железнодорожный транспорт и транзит» и прочие. На реализацию должны быть выделены из бюджета 6,3 триллионов рублей.