В России появится ГОСТ по борьбе с гололедом
В России появится новый ГОСТ, который будет регулировать применение противогололедных материалов на загородных дорогах. Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на пер??ую редакцию авторства ассоциации «Содружество эксплуатирующих организаций».
В документе поясняются такие термины, как «зимняя скользкость», «уплотненный снежный покров», «снежный накат», «снежно-ледяные образования» и «стекловидный лед», а также объясняет, что такое «фрикционные» и «комбинированные» материалы.
ГОСТ также подробно опишет, где и как нужно будет распределять противогололедные материалы: например, в первую очередь обработка должна быть проведена в местах концентрации ДТП (произошедших из-за плохих дорожных условий), на участках трасс с ограниченной видимостью, крутыми уклонами, на перекрестках, остановках, выделенных полосах.
В горной местности обработку нужно начинать с крутых подъемов, серпантинов, мостов, противолавинных галерей. При снеге интенсивностью до 3 см/ч наносить реагенты нужно через 30–40 мин. после выпадения осадков, при интенсивности 3–5 см/ч — через 20–30 мин., более 8 см/ч — с момента начала снегопада. В течение трех часов образовавшуюся «снежную массу» следует удалить. Жидкие ПГМ нужно распределять с помощью специальных машин на скорости 40–60 км/ч, фрикционные или комбинированные реагенты — 30–45 км/ч. При этом дорожников предостерегают от попадания веществ на встречный транспорт. Если на трассе есть электронное табло, нужно предупреждать участников движения о проведении обработки.
В Росавтодоре изданию пояснили, что сегодня для дорожных служб есть несколько отраслевых методических документов с рекомендациями по использованию ПГМ, но они устарели и обязательными не являются, а расходы на применение ПГМ составляют «одну из самых существенных статей» затрат зимнего содержания дорог в связи с постоянным ростом цен.
К примеру, техническая соль (хлорид натрия, используется дорожниками чаще всего) дорожает ежегодно на 15–20%, средняя ее цена составляет 6,5–7,5 тыс. руб. за тонну. Текущий норматив превентивной обработки дороги — 5–15 г соли на 1 кв. м дороги, во время снегопада — 40 г/кв. м.
В Росавтодоре также заявили, что борьба с зимней скользкостью на автодорогах в РФ обходится в сотни миллиардов рублей в год. При таких расходах ГОСТ станет весьма актуальным для дорожного хозяйства страны, подчеркнули в Федеральном дорожном агентстве.
К маю 2024 года обсуждение стандарта закончится, затем его утвердят, ссылки на требования нового ГОСТа запишут в госконтрактах на содержание автодорог, что сделает его обязательным к применению.