Восточный скоростной диаметр: что мы знаем о новой петербургской хорде
Широтная магистраль скоростного движения — именно так корректно называется Восточный скоростной диаметр, на самом деле диаметром не являющийся, — новая вылетная магистраль на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, возведение которой планируется закончить в 2024 году.
Трасса начнётся от Западного скоростного диаметра в районе Благодатной улицы и пройдёт внутри промышленного пояса города вдоль железнодорожных путей, далее продолжится до примыкания к КАД в районе Кудрова и выйдет на Мурманское шоссе. Общая протяжённость ШМСД составит 27,4 километра, из которых 14,2 километра пройдут по территории города. Практически все участки магистрали, проходящие по территории Ленинградской области, будут установлены на эстакадах. В местах пересечения дороги с КАД и Мурманским шоссе предусмотрены развязки, всего на протяжении трассы их будет 11.
Ширина проезжей части составит от 4 до 6 полос, а пропускная способность — более 170 тысяч автомобилей в сутки. Проезд по магистрали будет платным в течение тридцати лет — от 90 до 120 рублей за один участок, — это связано с концессионным характером строительства трассы.
Приоритетные задачи ШМСД — связь восточных районов городской застройки с югом и центром города, перенаправление транзитного транспорта в обход исторического центра и создание нового автомобильного перехода через Неву в наиболее востребованном месте (проект включает в себя мост либо тоннель через реку в створе улиц Фаянсовой и Зольной, параллельно железнодорожному Финляндскому мосту).
В июне прошлого года была дана отмашка началу строительства первого этапа магистрали, который протянется от Западного скоростного диаметра до пересечения с Витебским проспектом. Стоимость его строительства оценивается в 35 миллиардов рублей. Проектировщиком объекта стало АО «Гипростроймост — Санкт-Петербург». Компанию выбрали в ходе торгов, на которых она, как это часто случается, была единственным участником. Ожидается, что проектно-сметная документация будет закончена с учётом всех пожеланий заказчика в феврале этого года и получит положительное заключение госэкспертизы до конца апреля.
Окончание строительства последнего этапа запланировано на 2024 год, а общая стоимость оценивается в 160 миллиардов рублей. Магистраль станет второй (после ЗСД) скоростной платной автотрассой в Петербурге, построенной на принципах концессии. Аналогично с ЗСД, ШМСД будет возводиться в рамках государственно-частного партнёрства. На совещании, прошедшем после открытия трассы М-11 Москва — Санкт-Петербург в конце ноября прошлого года, председатель правления ВТБ Андрей Костин заявил о том, что банк готов предоставить половину стоимости возведения широтной магистрали — около 80 миллиардов рублей частных инвестиций. Также ожидается, что в строительстве примут участие и другие инвесторы, как российские, так и иностранные, а часть средств поступит из федерального бюджета: проект вошёл в лист ожидания Комплексного плана по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры до 2024 года.