Эксперты назвали главные транспортные события 2023 года
По традиции, в конце года все отрасли подводят итоги, и транспортная - не исключение. В 2023 году развитию транспортной инфраструктуры по всем направлениям было уделено большое внимание, начиная от дорожных строек и заканчивая развитием беспилотных технологий. Редакция ТСН связалась с ведущими транспортными экспертами, которых мы попросили назвать два наиболее значимых события в уходящем году.
Борис Лоран — первый заместитель председателя Общественного совета при Минтрансе РФ
Общественный транспорт в регионах
Примером успешной реализации проекта по развитию городского электротранспорта является Курск. На текущий момент уложено более 10 км трамвайных путей и получены положительные заключения государственной экспертизы на реконструкцию четырех этапов – 20,8 км трамвайных линий. Сегодня в Курске уже восемь современных низкопольных трамваев, в 2024 планируется поставка еще 14.
Нелишним будет упомянуть и Тверскую область, где в феврале 2024 исполнится 4 года с начала транспортной реформы. За это время в регионе существенно повысилось качество общественного транспорта. Речь идёт не только о замене маршруток на комфортабельные автобусы, но и о цифровизации пассажирских перевозок. Благодаря ей пассажиры почувствовали комфорт, впервые познакомились с качественной безналичной системой оплаты проезда. Еще одним важным показателем стало снижение аварийности на дорогах.
Эрик Давидович – советник генерального директора автомобильного завода «Москвич», автомобильный блогер
Синичка и дублер Кутузовского проспекта
Первое - это, наверное, запуск в Москве речного электрического общественного транспорта. То, как он контролируется и то, как он функционирует, то, как он работает - на сегодняшний день в мире такого нет.
Второе событие — это дублёр Кутузовского проспекта. Если посмотреть на карту, то складывается ощущение, что эта дорога висит в воздухе. Качество и исполнение просто на высоте: считаю, что таких платных дорог должно быть больше. Я снимаю там большое количество материала, мне нравится, я готов платить за такой комфорт и делаю это с удовольствием. Мне думается, что чем больше будет платных дорог, тем больше будет туристический поток, тем больше люди будут путешествовать.
Алексей Кучмин — председатель Комиссии по вопросам развития транспортной инфраструктуры Общественного совета при Минтрансе РФ
Беспилотный транспорт
Как и многие, назову итогом года открытие трассы М-12 «Восток» - важнейшей, на мой взгляд, транспортной артерии страны, и невероятный с точки зрения сроков и качества инфраструктурный объект. Эта трасса выполняет еще одну важнейшую роль — она мощный драйвер в развитии беспилотного транспорта.
Поскольку лично являюсь адептом инноваций и технологий, то в список важнейших событий добавлю также запуск беспилотных такси и грузовиков по трассе М- 11. Последние в свою очередь уже очень скоро поедут и по М-12. Нигде в мире нет такого комплексного подхода к беспилотникам на дорогах, в воздухе и на воде.
Напомню, буквально на днях был запуск первого морского парома с автономным управлением «Генерал Черняховский». Он обслуживает морскую линию между Санкт-Петербургом и Калининградом. Беспилотное двухсотметровое судно размером с пару футбольных полей, которое управляется дистанционно – будущее уже наступило!
Максим Кадаков – главный редактор журнала «Зарулем»
М-12 и проспект Багратиона
Если говорить об автомобильном транспорте, то я считаю важнейшими следующие события. Первое - это открытие трассы М-12 «Восток». Серьезная магистраль, которая была реализована в короткие сроки - это очень впечатляет.
Если называть какие-то региональные каких-то вещи, а точнее, московские, то это запуск Московского скоростного диаметра и открытие проспекта Багратиона.
Почему я отношу это к событиям года: у нас катастрофическая, на мой взгляд, нехватка уличной дорожной сети в городах, особенно в крупных городах, таких как Москва, и в целом, недостаточно связанности между городскими дорогами и федеральными трассами. ;В список событий также добавил бы запуск беспилотных грузовых перевозок по М-11 «Нева». Сам факт запуска очень важен для развития отрасли. Отмечу также замеченное мною увеличение спроса на грузовой коммерческий транспорт. На рынке зафиксирован взрывной рост на покупку самосвалов, тягачей, и других видов. Понятно, что этому способствовали запуски крупных инфраструктурных проектов, но в целом, динамика радует.
Александр Евсин – транспортный эксперт, экс-начальник Ситуационного центра ГКУ ЦОДД Правительства Москвы
М-12 и БКЛ
Важнейшим событием общероссийского масштаба можно назвать совершенно беспрецедентную по скорости и качеству работы деятельность компании «Автодор», которая обеспечила рекордный по срокам ввод в эксплуатацию участка Москва — Казань скоростной трассы М-12 «Восток». Это радикально и исключительно положительно меняет транспортную связность огромных территорий наиболее экономически развитых районов нашей страны.
В масштабах Москвы важным событием является ввод в эксплуатацию в марте этого года Большой кольцевой линии, а также открытие ряда участков автомобильных дорог: Северного дублера Кутузовского проспекта и важных участков хордовых направлений, образующих Московский скоростной диаметр. Это хорошее сочетание мер по развитию общественного транспорта, подкрепленное и развитием автомобильной инфраструктуры столицы России.
Александр Шумский – руководитель проекта Пробок.net
Поправки в ПДД и падения курса рубля
Самое важное транспортное событие 2023 года, конечно, обновленные ПДД в марте, которые с 1 марта вступили в силу. Прежде всего, мы долго ждали регламента для электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности, изменились также правила проезда кругового движения, добавились новые знаки, и прочие поправки, необходимость в которых зрела достаточно давно.
Есть еще одно событие, оно скорее экономическое, но на транспортную отрасль оно оказало сильное влияние. Я говорю об ослаблении рубля и падении курса. Фактически рубль упал в два в этом году, в результате чего параллельный импорт автомобилей стал очень дорогим. Автомобили сильно подорожали. Увеличение цены стало основополагающим следствием кардинального обновления всего автомобильного рынка в стране.
Антон Журавлев – заместитель генерального директора «Росдорнии»
Беспилотники на М-11 и электрический общественный транспорт
Два важных события — это запуск движения беспилотных грузовиков на трассе М-11 “Нева” и и реализация проектов модернизации городского электрического общественного транспорта в России, затронувшая порядка 10 регионов.
Летом 2023 года впервые в России на трассе М-11 Санкт-Петербург - Москва стартовали коммерческие перевозки с использованием грузовиков в беспилотном режиме. К сентябрю 2024 года М-11 полностью укомплектована беспилотной инфраструктурой, на днях ввели в эксплуатацию участок — обход Твери. С 2024 года правительством и Минтрансом предусматривается масштабирование решений с М-11 на другие важные для транспортных коридоров страны трассы.
Проект модернизации городского электрического общественного транспорта в регионах России разработан «Росдорнии». Общая стоимость проектов составляет более 280 миллиардов рублей и предусматривает укладку в регионах сотен новых километров трамвайных путей, строительство трамвайных депо, поставку электробусов и обустройство зарядной инфраструктуры.
Юлия Темникова – советник заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта, заместитель начальника Московского метрополитена.
БКЛ и МЦД
В этом году под руководством мэра Москвы и Сергея Семёновича Собянина были реализованы крупнейшие транспортные проекты. Прежде всего я хочу отметить запуск движения на Большой кольцевой линии московского метрополитена. Развитию города он дал потрясающий эффект. Метро пришло в районы, где раньше его не было. Я напомню, что это крупнейшее метро кольцо в мире, его длина составляет 70 км.
Также в этом году были запущены два новых диаметра. Таким образом сеть наземного метро увеличилась вдвое и ушла уже в область.
Александр Суслов — «АИР Магистраль»
Открытие МСД и метро в аэропорту Внуково
Главным итогом считаю открытие южное направление Московского скоростного диаметра (МСД). Разгрузка трафика очевидна и уже ощутима, да и сам проект впечатляет: 28 км отличной дороги с выходом на М-12, очень удобная навигация, в общем, мне, как дорожнику, ездить одно удовольствие.
Второе значимое событие – это открытие станции метро в аэропорту Внуково. Беспрецедентный проект, на мой взгляд, я бы пожал руку лично Сергею Семеновичу Собянину за это проект.
Теперь с любой стороны Москвы можно попасть в аэропорт и улететь куда нужно, это очень круто. И мне думается, что автомобильное движение тоже улучшится: уже сейчас количество транспорта, например, такси, снизилось в разы, нет брошенных машин каршеринга около аэропорта, что благоприятно влияет на трафик.
Андрей Мухортиков – начальник управления стратегической оптимизации дорожного движения ЦОДД, транспортный эксперт
М-12 и МЦД
Внесу в список событий открытие трассы М-12: новая дорога оказывает огромную комплексную пользу стране — это и рабочие места, и налоги, и стимулирование экономики в результате строительства, а также стимул к развитию внутреннего туризма и логистики, созданию новых объектов инфраструктуры в зоне притяжения новой дороги, снижение издержек и сокращение времени при перевозке людей и грузов.
Вторым важным событием считаю открытие МЦД-3 и МЦД-4. Помимо эффектов для экономики, их открытие создало новые удобные и недорогие маршруты для примерно миллиона жителей Москвы и Подмосковья, что позволило разгрузить и метро, и дорожную сеть.
Ян Хайцеэр, Антон Шапарин – Национальный автомобильный союз
Утилизационный сбор и платные дороги
Ян Хайцеэр:
Очевидно, что два главных события - это уход из страны самых разных брендов и введение утилизационного сбора. И то, и другое глобально повлияло на существующую расстановку сил в автомобильной отрасли.
Антон Шапарин:
Назову одним из главных событий транспортной отрасли ужесточение государственной регуляторной политики по ввозу автомобилей, конкретно, увеличение утилизационного сбора. Такая вот болезненная мера, которая чрезвычайно ударила по темпам обновления парка и по потребителям, соответственно, считаю, что она окажет долгосрочное влияние на то, как и на чем мы будем ездить по нашим дорогам.
Второе по значимости событие - это продолжение “наступления” платных дорог с неадекватными тарифами, начиная с внутренних московских магистралей, которые, на мой взгляд, не по карману, обычному автомобилисту, и заканчивая трассой М-12: по нынешним тарифам поездка по ней окупится только если ты едешь с большой компанией. Сейчас стоимость в одну сторону 4 тысячи 481 рубль, добавим ещё расходы на бензин, и получается, что дешевле на самолёте.
Александр Силаев — директор по развитию ООО “Энерготэк”
М-12 и дублер МКАД
На первом месте, конечно, строительство трассы М-12 «Восток» Москва-Казань с последующим продлением до Екатеринбурга и Тюмени. Вторым назвал бы запуск третьего этапа платного участки автодороги Солнцево-Бутово-Видное, известного как дублёр МКАД.
Это, на мой взгляд, самые важные проекты дорожной инфраструктуры в РФ, которые при своём создании затронули огромное количество воздушных и кабельных линий и привели к их неизбежным реконструкции или переустройству. Что, в свою очередь, усиливает надёжность электрических сетей на всей протяжённости данных транспортных артерий.
Масштабность же и протяженность таких проектов влияет на «обновление крови» не только в строительстве автодорог и электрических сетей, но и «оздоравливает» экономику страны, поскольку пор своей реализации они затрагивают множество различных регионов. Это, в свою очередь, дает дополнительные рабочие места и обеспечивает мобилизацию ресурсов, позволяющую своевременно и качественно воплотить такие масштабные программы по улучшению транспортной отрасли.
Петр Шкуматов – координатор движения «Общество синих ведёрок»
Китайская экспансия и рост цен на автомобили
Я бы назвал главным событием этого года экспансию китайских автомобилей на российском рынке. То есть доля китайских машин по итогам продаж в этом году превысит 50% и продолжит расти. Речь, конечно, о новых автомобилях. Так получилось, что мы теперь резко привыкаем к новым брендам, их особенностям.
И конечно, еще одним итогом можно назвать стремительное подорожание всех автомобилей в целом, такое шоковое воздействие на авторынок. Если округлить, то средняя цена машины на вторичном рынке превысила уже 1,6 миллиона рублей. И цена продолжает расти. Заполучить себе автомобиль становится всё сложнее и дороже и дороже, то есть машина в ипотеку - это уже не анекдоты, не фигура речи. Такова реальность: сам знаю человека, который купил себе транспортное средство с помощью кредита. На мой взгляд, это самое важное, что происходило с рынком.
Игорь Моржаретто – шеф-редактор радио «Автодор». Партнёр аналитического агентства «Автостат»
Правила для СИМ и летние шины зимой
Одним из самых значимых событий - это внесение изменений в правила дорожного движения по части средств индивидуальной мобильности. Считаю важным и то, что появилось само новое определение (СИМ) и создание правил, это здорово.
Вторым событием назову изменения в постановление правительства, согласно которому езда на летних шинах в зимний период будет считаться правонарушением. Если говорить о положительных вещах, то добавлю также, что рынок автомобилей продолжает развиваться, несмотря на некоторые препятствия, такие как введение утилизационного сбора и учётной ставки процентов, которая убила практически все кредиты.