NAIS 2020: технологии, коронавирус, субсидирование местных авиаперевозок
На минувшей неделе в московском выставочном комплексе Крокус Экспо прошла VII Национальная выставка инфраструктуры гражданской авиации NAIS 2020. О главных событиях выставки и представленных технологиях — в нашем репортаже.
ДЕЛЕГАЦИИ
Первый день выставки, 5 февраля, открылся официальным обходом самых крупных стендов делегацией главных лиц отрасли — правда, обход состоялся дважды: сначала во главе с заместителем министра транспорта РФ Александром Юрчиком, а затем, через час, и с самим министром Евгением Дитрихом.
Маршрут был приммерно одинаковым: и первая, и вторая делегации осмотрели представленные на выставке макеты аэропортов, ознакомилась с системой противодействия гражданским беспилотникам Kaspersky Antidrone, разработанной специалистами «Лаборатории», и продукцией группы компаний «Южполиметалл-Холдинг» — идентификатором биологических агентов ИндикаторБИО, способным выявлять возбудители инфекционных заболеваний, в том числе биологические агенты коронавируса 2019-nCoV (кстати, какая-либо информация об этой разработке «Южполиметалла» в интернете на данный момент отсутствует).
Коронавирус вообще стал одним из самых популярных слов даже на выставке авиации: представители «Южполиметалл-Холдинг», например, уверяли, что их прибор способен определить наличие любого вируса в слюне человека. И даже предложили замминистар транспорта провериться путем плевания в пробирку. Чиновник предложение оценил, но от анализов под прицелом видекамер отказался.
К слову, такие приборы уже при меняются в московском метро для контроля воздуха и в ряде аэропортов.Замминистра Александр Юрчик по этому случаю вспомнил, что до 2014 года Россия сотрудничала с НАТО по проекту, который предусматривал создание технологии дистанционного определения взрывчатки на теле террориста. Однако после 2014 все договорённости были прекращены.
– И вот мы живём с вами в 2020, а террористы-смертники всё ещё ходят по улице, – сказал Юрчик, после чего добавил, что с такими отечественными разработками никаких зарубежных партнёров уже и не нужно..
Следующим стендом, куда повели делегацию, стал стенд Лаборатории Касперского: там представили новую рамку, способную определить радиационное излучения, и не только определить, но и отделить опасное излучение от не опасного. По словам представителя компании, такое устройство уже используется для промышленных производств, и для авиационных заводов, чтобы «дорогостоящие материалы не перемещались бесконтрольно», проще говоря – чтобы сотрудники не выносили их с работы.
Но главным «хитом» Лаборатории стал программно-аппаратный комплекс Kaspersky Antidrone, позволяющий при помощи лазерного сканера обнаружить дрон и не дать ему приблизиться к аэродрому, а принудительно вернуть его в точку взлёта. Презентация продукта была настолько успешна, что уже в конце первого дня стало известно, что комплекс будут интегрировать не только в инфраструктуру российских аэропортов, но и вокзалов и даже морских портов.
Прибывший через час после своего заместителя миистр транспорта Евгений Дитрих, как уже отмечалось, прошёл практически тем же маршрутом, пообщался с представителями «Газпром нефть», осмотрел изнутри автобусы для аэропортов VIVAIR² производства TAM-Europe.
Министра транспорта также подвели к представителям крупнейших российских аэропортов: на стендах Шереметьево и Внуково рассказывали о достижениях аэрогаваней за последние несколько лет и планах на будущее.
Ключевым событием первого дня стало пленарное заседание в зале «Аэропорт». Несмотря на заявленную тему — перспективы развития межрегиональной маршрутной авиасети, — в ходу обсуждения акцент сместился с региональной авиации на местную, как область наибольших проблем. Разговор шёл от общих слов о росте (за декаду оказавшимся выше общемирового; региональные авиаперевозки выросли в четыре раза при двукратном росте субсидий) и, конечно же, азиатском вирусе (который, по словам генерального директора УК «Аэропорты регионов» Евгения Чудновского, «аукнется» авиации так же, как вирус 2003 года, причём ударит в первую очередь по «Аэрофлоту», S7 и «Уральским авиалиниям») к продолжительному обсуждению стагнации местного авиасообщения.
Как заявил Чудновский, региональный сегмент сейчас выглядит наиболее многообещающим и жизнеспособным, в то время как в местных перевозках нет ни аэропортов, ни аэродромов, ни техники, ни экипажей, ни денег. Директор «Аэропортов регионов» также поддержал представителя «Авиационного регистра» Бориса Алёшина, напомнившего о приоритетности поддержки Сибири и Дальнего Востока — «в том случае, если мы не хотим, чтобы они жили отдельно от нас». В отличие от восточных регионов, в центральной части страны «многим это не близко и не понятно», заключил Чудновский.
Перспективу местного авиационного сообщения обрисовал замминистра транспорта РФ Юрчик, заявивший, что сейчас пришло время поддержать регионы путём субсидирования местных перевозок: предложение по поддержке дотационных регионов в плане внутренних рейсов уже готовится, есть запрос на создание финансовых схем, которые позволят развиваться и модернизироваться малым аэропортам с низкой инвестиционной привлекательностью. Однако местные власти должны быть сами заинтересованы в развитии и в первую очередь действовать по собственной инициативе, только тогда можно рассчитывать на поддержку федерального центра.
ИННОВАЦИИ
Одним из самых популярных и наглядных методов презентации на НАИС-2020 стали, конечно же, макеты аэропортов. Так, можно было воочию увидеть небезизвестный Омск-Фёдоровка, самый знаменитый из аэродромных долгострое; был представлен и макет аэропорта города Геленджик, чей терминал разрабатывался итальянским конструкторским бюро, и которы йбудет строитсья за счёт средств банка ВТБ, Кроме того, на выставке были представлены макет аэропорта Елизово в Петропавлоске-Камчатском и аэропорт аНового Уренгоя.
Второй день, в целом, предоставил больше возможностей для общения с представителями присутствовавших компаний, многие из которых выставили на своих стендах действительно любопытные и перспективные разработки, до которых почему-то не доводят официальные делегации.
Среди них - SC Robotics, показавших свою систему патрулирования стоянок и охраны воздушных судов на основе интеллектуального автономного робота.
Робот движется по заданной траектории без участия оператора, используя лазерный дальномер и ультразвуковые датчики для того, чтобы объезжать препятствия, идентифицирует обнаруженных людей при помощи нейросетевых алгоритмов и подаёт сигнал тревоги в случае обнаружения неопознанной личности. Сейчас система уже тестируется в аэропорту «Жуковский», а после её полноценного ввода в эксплуатацию разработчики рассчитывают на большое количество предложений о сотрудничестве, в том числе и не только от аэропортов: уже достигнуты договорённости с Пушкинским музеем.
На стенде компании «Нордикс» демонстрировался антигололёдный реагент НОРДВЭЙ. Реагент, в жидком и гранулированном виде, уже более 20 лет используется для зимнего содержания авиапредприятий России, СНГ и Европы: он полностью биоразлагаем, экологичен, не вызывает коррозию воздушных судов и железобетонных элементов. Также компания первой в России разработала собственную технологию производства противообледенительных жидкостей для обработки воздушных судов ДЕФРОСТ, рекомендованных к использованию Транспортом Канады, Федеральным министерством воздушного транспорта США, Федеральным агентством воздушного транспорта РФ и другими. В прошлом году Winter Technologies Group, в которую входит «Нордикс», открыла в Подмосковье Экопорт «Воскресенск» — предприятие, предоставляющее экологическое обеспечение деятельности аэропортов: сбор, транспортировку и утилизацию опасных авиационных отходов.
Другая разработка, связанная со льдом на ВПП — погодная метеостанция для раннего оповещения о гололёде на взлётно-посадочной полосе Boschung RCM-500, представленная на стенде компании «Меркатор». Благодаря активным датчикам, рассчитывающим реальную температуру точки замерзания, метеосистема способна предупреждать о появлении гололёда за несколько градусов до того, как он действительно образуется. Сейчас метеостанция уже используется в аэропорту Шереметьево.
Екатеринбургская компания BioSmart продемонстрировала различные системы биометрического доступа. В арсенале компании есть даже считыватели вен ладоней человека. Устройства похожи на элементы фильмов про кибер-будущее: пользователь подносит руку к небольшому черному устройству, тот её сканирует, после чего решает, открывать дверь или нет.
На стенде московской компании ИВК АИР ГРУПП представили макет железобетонной водоотводной системы АБЛ 900. В оригинале система имеет длину 7,5 метров и предназначена для использования в зонах тяжелых и сверхтяжелых нагрузок, таких как аэродромы, военные базы, где требуется класс нагрузки F900.
Вместе с водоотводной системой на стенде был представлен макет модели струеоклоняющего щита. Такие устройства применяются для защиты от реактивной струи воздушных судов, зданий и сооружений аэропорта, перрона, мест стоянки самолетов, рулежных дорожек, зон погрузки багажа и т.д.
Экраны защищают территорию от песка, гравия или других объектов, которые могут подниматься и переноситься на большие расстояния под воздействием турбореактивных и турбовинтовых двигателей самолетов. Главной особенностью щита является его мобильность: его можно перевозить и переставлять, а не мучиться с работами ( и затратами) по обустройству фундамента.