Под флагами и к светлому будущему: ГК «Автодор» отметила 10-летие
4 декабря в конгресс-парке гостиницы «Radisson Украина» отмечали 10-летие государственной компании «Автодор» – главной по платным дорогам в России.
На конференциях и круглых столах царила атмосфера душевности и открытости. Министры, замминистров, руководители комитетов и ГИБДД, представители частных компаний с удовольствием слушали о том, «как всё начиналось»: об этом на встрече «без галстуков» рассказывали первый заместитель председателя правления ГК «Автодор» Игорь Астахов и заместитель генерального директора ПАО «МОСТОТРЕСТ» Игорь Урманов.
– Годы ушли на разработку и внедрение законодательной базы, а планов было – громадьё, – вспоминал Игорь Урманов на встрече, – потом, разумеется, наш пыл охладился, поскольку любое новое дело – это всегда вызов, это всегда нелегко, да и что там грех атаить, была даже ревность со стороны бывших коллег.
Начало практической работы ГК «Автодор» совпало с трагедией: в 2009 году начальником компании был назначен Сергей Тарасов. Он выбрал себе двух заместителей – Сергея Кельбаха по экономической части и Игоря Урманова по технической. Правда, согласовать свой выбор не успел: через месяц Тарасов трагически погиб во время теракта на поезде «Невский экспресс».
Его заменил Сергей Костин. Уже в январе 2010 началось обсуждение о передаче части дорог от Росавтодора в руки ГК «Автодор».
– Тогда сеть федеральных дорог составляла порядка 50 616 км. В руки новой компании передали всего 2803 км, в том числе 476 км трассы М-1. За 10 лет эти цифры изменились до 54 336 км и 3412 соответственно, – пояснил Урманов. – Была даже шутка такая: что, мол, мы забираем себе лучшие дороги в России, – это часть М-4 и М-1.
– Это не совсем так: обе эти трассы были ещё и самыми проблемными, – добавил Игорь Астахов, – например, М- 4 считалась самой аварийной как раз из-за своей протяжённости. По сути, нам пришлось выстраивать новую, параллельную сеть дорог, чтобы привести к нормативному качеству очень большой объём дорожного покрытия
Заместитель начальника ГУОБДД МВД России Олег Понарьин не без удовольствия вспоминал первые совместные рейды с ГК «Автодор», в ходе которых они «каждый километр исследовали пешком», и как в Воронежской области, где установили первые пункты взымания платы, люди не торопились оплачивать проезд, а просто ломали оборудование.
– Спустя 10 лет все ошибки были учтены: посмотрите на трассу М-11, – говорил Понарьин. – Правда, теперь у нас новая проблема: если раньше у нас по статистике самым распространенным видом ДТП был выезд на встречку, то теперь это наезд на транспортное средство в результате того, что останавливаться на обочине скоростной трассы опасно, и засыпание за рулем. Почему засыпают? Потому что дорога хорошая, монотонная, ям нет.
– Ну ямы добавлять мы не будем, – заявил Астахов, в зале засмеялись.
– Вот поэтому я считаю, что ГК «Автодор» надо украсить трассу М-11, – предложил Понарьин. – И речь не только о многофункциональных местах отдыха и большего количества заправок, пусть на М-11 на мачтах освещения появятся цветные флаги «Автодора»: уверен, это раскрасит серый фон за окном автомобиля и поможет водителям не засыпать.
Предложение было поддержано присутствующими. Упомянули также шумовую разметку, которая во время наезда на неё транспорта начинает вибрировать, однако Игорь Урманов резонно заявил, что и это – не панацея.
– Вообще, странно для слушать, что дорожники должны контролировать сон водителя, с – заявил он, – а где в этой истории Ространснадзор, например? Да и собственная голова на плечах у водителей тоже должна быть. Ты ведь садишься за руль самого опасного вида транспорта. Дорожники делают дороги, за это с них и спрашивайте. А то у нас привыкли: и дорог сделайте, и освещение, и помощь обеспечьте. У нас служба аварийных комиссаров есть, вы знаете, за сколько времени, в среднем, они приезжают на вызов? 10 минут! Такого результата ещё поискать надо. И теперь ещё и водителей будить? Что касается шумовой разметки, то соседние страны уже докзщали – это не панацея. Ну завибрировал автомобиль, проснулся водитель, а дальше что? Сознание ещё не на полную работает, и пока он сообразит, что не спит, то уже может попасть в ДТП.
Игорь Астахов, в свою очередь, добавил, что воспитывать водителей – самое тяжёлое, но не безнадёжное дело.
– Вспомните, как мы ездили? – обратился он к присутствующим. – Какие там ремни безопасности какие детские кресла…Мы все ошибки на своём опыте и выявили, сами себя воспитали. Думаю, что лет через 25 новое поколение будет ездить максимально безопасности.
– Я считаю, что лучшего народе чем в России, нет – неожиданно заявил Олег Понарьин,– просто необходимо усилить профилактику. Я помню, как в 90-е годы ГАИ вынуждено было сопровождать все машины «скорой помощи», потому что никто их не пропускал. А потом стали крутить по телевизору ролик, в котором едет такая машина «скорой помощи» и голос задавал вопрос: «А если внутри этой машины твоя мать? Твой ребёнок?» Много теперь из вас не пропускаю «скорую» на дороге? То-то же.
И ещё немного о М-11: в контексте разговора вспомнили даже конфликт вокруг Химкинского леса. Довольно кровавая история пятилетнего протеста сподвигла ГК «Автодор» начать к выстраиванию экологической политики вокруг своей деятельности. По словам Урманова, это единственная дорожная компания, которая тратит время и ресурсы на исследования такого характера. Что называется – нет худа без добра.
Ежегодно на сайте «Автодора» публикуются отчёты о строительстве экодуков – специальных мостов для перехода диких животных, проводятся замеры загрязнения воздуха и оценка эффективности акустических экранов. Не забывают в «Автодоре» и об использовании энергосберегающих технологий и использовании в работе композитных материалов.
Ну и напоследок, вот немного цифр и фактов, которые обнародовал ГК «Автодор» на своём мероприятии:
– количество АЗС на платной трассе М-11 «Нева» «Москва – Санкт-Петербург» в 2020-м году планируют увеличить с 6 до 10 штук;
–проект обхода Твери начнут строить в 2020 году;
– до 2035 года «Автодор» разработает концепцию новых платных дорог, которые обхватят 44 региона России. Общая протяжённость составит более 15 тысяч километров, что в итоге будет порядка 25% от общей протяженности федеральных автомобильных дорог.