Перспективы внедрения роботов в инфраструктурное строительство

Перспективы внедрения роботов в инфраструктурное строительство
Не удалось загрузить изображение

Несмотря на высокий уровень механизации, строительство дорог и искусственных сооружений до сих пор выполняется в основном людьми. Применение робототехники в дорожной отрасли пока минимально, и тема автоматизации здесь лишь начинает развиваться.

На выставке-конференции «А8 Машины России», прошедшей в Екатеринбурге, аспирант и ассистент Уральского федерального университета Константин Шлыков рассказал о существующих сложностях и перспективах внедрения роботов в дорожное строительство.

Низкий уровень роботизации

По словам эксперта, плотность роботизации в промышленности и строительстве сегодня крайне низкая: в промышленности приходится около 162 роботов на 10 тысяч работников, а в строительстве — всего 1,2. Данных по этой теме немного, а последняя официальная статистика по странам Евросоюза публиковалась ещё в 2017 году.

Основная причина столь малых масштабов применения — специфика строительных работ. В отличие от промышленности, где процессы происходят в закрытой, предсказуемой среде и производятся стандартизированные продукты, строительные площадки открыты, разнообразны и непостоянны. Каждый объект индивидуален, а условия работы меняются в зависимости от погоды, рельефа и многих других факторов. Поэтому в строительстве сложно использовать жестко программируемые машины, как на заводах. Чтобы робот эффективно работал на стройке, ему нужна высокая адаптивность, но полностью автономные системы обходятся слишком дорого. Необходим компромисс между функциональностью и стоимостью.

Эволюция строительных роботов

Первые строительные роботы появились ещё в 1970-х годах — это были простейшие окрасочные устройства. С тех пор их функции постепенно расширяются. Сегодня в отрасли применяются измерительные дроны, роботы для вязки арматуры, 3D-принтеры и другие автономные системы. Если раньше человек выполнял почти всю работу, а робот лишь помогал в отдельных операциях, то теперь специалист всё чаще выступает оператором, наблюдающим за автоматизированным процессом.

Современные роботы выполняют более сложные задачи, работают на основе искусственного интеллекта и способны адаптироваться к меняющимся условиям. Если в 1970-х технология ограничивалась компьютеризацией, то сейчас используется облачное хранение данных, машинное обучение и элементы самостоятельного принятия решений.

Реальные примеры применения

Одним из показательных примеров стал проект моста Koppel в штате Пенсильвания (США). Там роботизированная система выполняла перевязку арматуры четырехпролетного моста длиной почти 400 метров. Каждое пересечение арматурных стержней распознавалось и вязалось автоматически. Благодаря этому время выполнения работ сократилось на 34%, а стоимость устройства составила около 395 тысяч долларов.

В другом проекте использовался робот для укладки арматуры мостового сооружения. Передвижная платформа, установленная по краям моста, позволила уменьшить трудозатраты и сократить сроки выполнения работ почти наполовину.

Главные барьеры внедрения

По результатам опросов отраслевых специалистов, внедрению робототехники в инфраструктурное строительство препятствует несколько ключевых факторов. Среди них — высокая стоимость внедрения, сложности интеграции с существующими технологиями, отсутствие единых стандартов и регламентов, а также вопросы безопасности. Дополнительным препятствием становится психологическое сопротивление изменениям — строительная отрасль традиционно консервативна.

Для преодоления этих барьеров необходимы государственная поддержка роботизации, создание пилотных проектов, разработка отраслевых стандартов и норм безопасности, а также работа с участниками рынка на ранних этапах внедрения новых технологий.

Эффективность и выгоды роботизации

Применение роботов способно значительно повысить эффективность строительных процессов. Основными показателями здесь служат снижение капитальных затрат, рост производительности, улучшение качества строительства и повышение уровня безопасности. Роботы могут выполнять опасные или трудоемкие операции, снижая риск травм и аварий на площадках.

При этом оценивать их эффективность нужно не по отдельным операциям, а по всему циклу работ. Даже если на каком-то этапе робот действует медленнее человека, он высвобождает персонал для других задач, что в итоге повышает общую производительность.

Что нужно для развития строительной робототехники

По мнению экспертов, одним из катализаторов массового внедрения роботов может стать разработка методологической базы — карт трудовых процессов для роботизированных комплексов. На текущем этапе важно совмещать ручной и автоматизированный труд, постепенно переходя к полной автономности машин.

Также требуется создание комплексных моделей оценки технико-экономической эффективности, позволяющих определить «точку безубыточности» внедрения роботизированных технологий с учетом финансовых, технологических и логистических факторов. Не менее важно разработать технологические регламенты и карты, описывающие последовательность операций, показатели трудозатрат и использования техники. На основе таких документов можно проводить пилотные проекты и масштабировать решения.

Кадры — ключевой элемент успеха

Без квалифицированных специалистов внедрение робототехники невозможно. Однако сегодня в отрасли наблюдается острая нехватка операторов, способных управлять современными системами. Даже в сфере использования беспилотников, которые только начинают применяться для мониторинга состояния инфраструктурных объектов, уже требуют опыт работы, которого у новых специалистов просто нет.

Работодатели редко готовы обучать кадры самостоятельно, предпочитая искать «готовых» сотрудников. Однако без системы подготовки и стажировок роботизация строительной отрасли может затормозиться. На рынке уже появляются обучающие центры, например компания «Технологии 360», где готовят операторов БПЛА, но проблема отсутствия практического опыта у выпускников сохраняется.

Таким образом, развитие строительной робототехники невозможно без системного подхода: необходимо формировать стандарты, поддерживать инновации, инвестировать в обучение персонала и обеспечивать реальную интеграцию технологий в рабочие процессы. Только в этом случае роботы смогут стать не экспериментом, а полноценным инструментом инфраструктурного строительства.

Стас Донин,

специально для ТСН

Хронология новостей
16 октября 2025, 16:07
В Москве запустили первый туристический маршрут по объектам городской энергетики
16 октября 2025, 15:21
Перспективы внедрения роботов в инфраструктурное строительство
16 октября 2025, 08:55
В России планируют бороться с зацеперами
15 октября 2025, 10:12
Ростех представил первый отечественный пассажирский телетрап
14 октября 2025, 17:34
В России к 2026 году создадут полностью беспилотные грузовики
Видео
На маршрутные линии Самары впервые вышли трамваи нового поколения
На маршрутные линии Самары впервые вышли трамваи нового поколения
Не удалось загрузить изображение
Китайская компания представила прототип летающего автомобиля, который ездит и по дорогам
Китайская компания представила прототип летающего автомобиля, который ездит и по дорогам
Не удалось загрузить изображение
Tesla опубликовала видео своего робота Tesla Bot
Tesla опубликовала видео своего робота Tesla Bot
Не удалось загрузить изображение
Во Владивостоке у дороги водители заметили амурского тигра, который собирал мусор
Во Владивостоке у дороги водители заметили амурского тигра, который собирал мусор
Не удалось загрузить изображение
Форум дорожных инициатив
Не удалось загрузить изображение