Господдержка в дорожной отрасли: основные инструменты и как ими воспользоваться

Фото: Creon Group
Не удалось загрузить изображение
Фото: Creon Group

В последнее время широко анонсируются различные меры государственной поддержки для представителей бизнеса. Согласно социальной рекламе, сегодня насчитывается более 800 таких мер. Однако поиск информации о них и ознакомление со всеми возможностями может занять значительное время. В рамках конференции «Материалы для дорожного строительства», организованной группой CREON, директор по инновационному развитию ООО «Мастерская Мостов» Евгений Рябов разъяснил основные виды поддержки и способы их получения.

Для многих предприятий получение господдержки крайне актуально, поскольку национальная промышленность работает в условиях хронического дефицита инвестиционных ресурсов и высокой налоговой нагрузки. Ставка Центробанка за последние 10 лет ни разу не опускалась ниже 4%. Высокие изъятия из фонда оплаты труда (НДФЛ, социальные и пенсионные взносы) формируют фискальную нагрузку от 39% до 50%. Базовая ставка НДС составляет 20%, при этом промышленное производство имеет высокую добавленную стоимость. Несмотря на это, с 2026 года ожидается дальнейшее увеличение базы обложения НДС.

Возникают два классических вопроса: кто виноват и что делать? Первый оставим за рамками материала,  он слишком объёмный и политизированный. А вот второй - рассмотрим. Ниже перечислены четыре наиболее доступные и востребованные меры поддержки.

Какие меры доступны?

1. Софинансирование в виде займа от Фонда развития промышленности

Ставка — 3–5% годовых.
Минимальный бюджет проекта — 125 млн рублей.
Продукция должна входить в реестры и списки приоритетной продукции.


2. Гранты «на доращивание»

Размер — от 25 млн до 4 млрд рублей.
Гранты выдаются производителям, продукция которых нуждается в модернизации или доведении до лучшего мирового уровня.

Требования:

  • выручка — от 300 млн до 10 млрд рублей (для МТК — от 100 млн);
  • оператор — Центр поддержки инжиниринга и инноваций.

Сюда же относятся гранты фонда «Сколково»:

  • микрогранты — до 4 млн руб. в год (до 16 млн за 10 лет);
  • гранты — до 7 млн руб. на пилотное внедрение;
  • гранты — до 20 млн руб. на возмещение инвестиций;
  • целевые гранты — до 700 млн руб. для IT, ИИ и микроэлектроники, включая ИТС и контроль ДСТ.

3. Статус малой технологической компании (МТК)

Требования:

  • наличие заявки/патента на изобретение, полезную модель или ПО;
  • выручка — до 4 млрд руб. в год;
  • основной ОКВЭД — в перечне приоритетных.

Доступные преимущества:

  • участие в ряде программ поддержки по «упрощённой схеме»;
  • доступ к микрогрантам Сколково;
  • льготный коэффициент 2 при расчёте налога на прибыль на покупку оборудования МТК;
  • сниженные требования по софинансированию в программе «Коммерциализация» (30% вместо 50%).

4. Особый налоговый статус (через Сколково)

Размеры грантов — от 4 до 20 млн рублей.
Требования:

  • выручка — от 1 млрд руб.;
  • наличие инновационной продукции или технологии.

Преференции:

  • отсутствие налога на прибыль;
  • льготный режим НДС;
  • единый пониженный тариф страховых взносов — 15%;
  • возмещение таможенных пошлин и НДС при ввозе оборудования.

Льготы действуют 10 лет. Потеря льгот — при превышении выручки 1 млрд руб. или прибыли 300 млн руб. (нарастающим итогом).


Как получить поддержку

Заявка проходит два этапа:

  1. Проверка квалификации и бизнес-плана, соответствия требованиям и критериям (в т.ч. импортозамещения).
  2. Поддержка заказчика, которая становится ключевым фактором.
    Например, если «СИБУР» подтверждает заинтересованность в продукции (геомембранах, водоотводных лотках и др.), шансы на получение гранта существенно возрастают.

При этом ФДА «Росавтодор», несмотря на масштабность, пока не включён в перечень корпораций, влияющих на выдачу мер поддержки.


Упрощённые механизмы

Главный из них — включение в реестр МТК.
Он определяется ФЗ-478 «О развитии технологических компаний» от 04.08.2023.

Преимущества «реестровой модели»:

  • меньше документов;
  • упрощённая экспертиза;
  • ускоренные процедуры.

Для включения требуется:

  • выручка до 4 млрд руб.;
  • соответствие ОКВЭД;
  • прохождение формальной и технико-экономической экспертизы (51 751 руб.)
    в любом из центров:
    Сколково, АНО ЦПИИ, Фонд содействия инновациям, АНО «Платформа НТИ».

Статус резидента Сколково: три пути

1. Стандартная процедура

  • подача заявки на сайте;
  • экспертиза;
  • 3 из 5 экспертов должны дать положительное заключение;
  • срок — до 3 месяцев.

2. Fast Track

  • стоимость — 160 тыс. руб.;
  • требуется выручка от 5 млн руб.;
  • ментор помогает готовить презентацию;
  • защита по ВКС;
  • срок — до 2 месяцев.

3. Через реестр МТК

  • подаётся заявка;
  • защита — по ВКС;
  • продукция должна соответствовать инновационным приоритетам;
  • срок — около 2 месяцев.


В материале рассмотрена лишь небольшая часть популярных мер господдержки. Полный перечень фактически представляет собой многотомное издание. Для их получения даже появились отдельные должности — специалисты по субсидиям и грантам. Часто этим занимаются юристы и финансовые директора, а также специализированные консалтинговые компании.

Получение господдержки — задача посильная. Необходимо лишь корректно подготовить пакет документов и выпускать продукцию, подпадающую под соответствующие категории.

Стас Донин,

специально для ТСН

Хронология новостей
2 декабря 2025, 10:45
Господдержка в дорожной отрасли: основные инструменты и как ими воспользоваться
27 ноября 2025, 11:33
«Яндекс.Карты» обучили ИИ давать более точные голосовые подсказки по маршруту
27 ноября 2025, 10:45
Минтранс предложил штрафовать по камерам за незаконный переход ж/д путей
27 ноября 2025, 10:10
В Москве испытали голубей-биодронов с нейроинтерфейсами
26 ноября 2025, 09:54
Холдинг «Автобан» создаёт новый отраслевой стандарт управления выработкой спецтехники
Видео
На маршрутные линии Самары впервые вышли трамваи нового поколения
На маршрутные линии Самары впервые вышли трамваи нового поколения
Не удалось загрузить изображение
Китайская компания представила прототип летающего автомобиля, который ездит и по дорогам
Китайская компания представила прототип летающего автомобиля, который ездит и по дорогам
Не удалось загрузить изображение
Tesla опубликовала видео своего робота Tesla Bot
Tesla опубликовала видео своего робота Tesla Bot
Не удалось загрузить изображение
Во Владивостоке у дороги водители заметили амурского тигра, который собирал мусор
Во Владивостоке у дороги водители заметили амурского тигра, который собирал мусор
Не удалось загрузить изображение