2025 в лицах: каким был год для дорожной отрасли
2025 год подходит к завершению, и это повод подвести предварительные итоги для дорожной отрасли. В рамках этого материала мы сознательно отказались от анализа официальных отчётов и сосредоточились на мнениях отраслевых специалистов из разных регионов страны.Экспертам был задан один вопрос: какими они видят итоги 2025 года для дорожностроительной отрасли. Часть респондентов предпочла анонимный формат, ссылаясь на чувствительность оценок, часть не смогла принять участие, однако ряд специалистов согласился дать публичные комментарии. В материале представлены как открытые позиции, так и обобщённые оценки анонимных спикеров.
Среди ключевых событий года эксперты в первую очередь отмечают трагическую гибель Романа Старовойта — одного из наиболее уважаемых представителей отрасли. Этот факт стал значимым для профессионального сообщества и во многом задал эмоциональный фон года.
Вторым заметным трендом стало расширение платной дорожной инфраструктуры. В 2025 году были введены новые участки трассы М-12 «Восток», обозначились контуры реализации «Южного кластера» на обходе Адлера, а также анонсированы крупные проекты, включая КАД-2 вокруг Санкт-Петербурга и южные и юго-западные хордовые направления. Параллельно расширяется практика платных парковок и обсуждаются механизмы платного въезда в центральные части городов. Эксперты связывают эти процессы с поиском внебюджетных источников финансирования, отмечая при этом неоднозначное отношение общества к росту платной сети.
Отдельного внимания заслуживает переход к новому национальному проекту «Инфраструктура для жизни». По оценкам специалистов, объёмы работ в его рамках пока уступают показателям завершённого нацпроекта «Безопасные качественные дороги». При этом отмечается, что новый нацпроект находится на начальной стадии реализации и ещё не набрал необходимого темпа. В то же время эксперты фиксируют сокращение ряда направлений, ранее заявленных в БКД, включая элементы интеллектуальных транспортных систем и развитие инфраструктуры для беспилотного транспорта.
Многие собеседники также обращают внимание на сохраняющиеся проблемы нормативного регулирования. Недостаточная проработанность стандартов и смет ограничивает внедрение инновационных решений — от вторичных материалов до цифровой и телекоммуникационной инфраструктуры дорог. В результате развитие перспективных технологий остаётся во многом фрагментарным.
Ниже представлены комментарии отраслевых экспертов о том, каким они видят 2025 год и ключевые тенденции развития дорожной отрасли.
Алексей Кучмин, депутат Московской городской Думы, член Общественного совета при Минтрансе РФ

Москва сегодня выступает одной из ключевых площадок в стране по внедрению передовых транспортных технологий, и развитие беспилотного рельсового транспорта — яркое тому подтверждение. Уже несколько месяцев первый беспилотный трамвай с пассажирами работает в регулярном режиме, перевозя жителей без сбоев и нарушений, а город последовательно готовит к испытаниям новые вагоны.
Важно подчеркнуть, что речь идёт не об эксперименте ради эксперимента. Беспилотные системы, разработанные московскими специалистами и находящиеся в собственности города, показывают высокую надёжность и адаптацию к реальным условиям мегаполиса. Тысячи километров пробега и десятки тысяч перевезённых пассажиров подтверждают зрелость технологии и готовность её к масштабированию.
Планы по оснащению значительной части трамвайного парка беспилотными системами до 2030–2035 годов логично вписываются в общую стратегию развития городского транспорта. Параллельно Москва развивает автономные трамваи, внедряет аналогичные решения в метро и формирует единую технологическую платформу для рельсового транспорта будущего.
Все эти изменения в конечном итоге направлены на главное — повышение комфорта, безопасности и предсказуемости поездок для жителей города. Москва последовательно доказывает, что внедрение высоких технологий может и должно работать на повседневные потребности горожан, делая транспорт более удобным, современным и устойчивым.
Анатолий Тараненко
Генеральный директор АО «Автодорпроект, генеральный директор ООО «Сибирский дорожно-испытательный центр»

Сокращение дорожного фонда скорректировало планы, но новые проекты и рост бюджета-2026 вселяют осторожный оптимизм.
Подводя итоги строительного сезона 2025 года для Иркутской области, можно охарактеризовать его как сложный и переходный. Ключевым вызовом стало значительное сокращение дорожного фонда во втором полугодии. Эта вынужденная мера привела к приостановке работ по ряду уже заключённых контрактов, часть объектов была перенесена на 2026 год.
Однако в сложившейся ситуации есть и светлые стороны. С учётом перенесённых объектов и планов по повышению налоговых поступлений бюджет дорожного фонда на 2026 год ожидает существенное увеличение. Это позволит не только возобновить остановленные проекты, но и, возможно, придать новый импульс дорожному строительству в регионе.
Ситуация в городе Иркутске также требует особого внимания. При общем протяжении городской дорожной сети почти в тысячу километров объёмы ежегодного ремонта исторически не превышают 20–30 км. Дополнительной проблемой стали хронические задержки в оплате уже выполненных работ. В условиях дорогих кредитных ресурсов это создаёт критическую нагрузку на подрядные организации, рискуя привести к их банкротству и дальнейшему сокращению числа добросовестных исполнителей.
Несмотря на эти трудности, в городе реализуются и масштабные проекты. Строительство новых объектов на региональных дорогах, проходящих через Иркутск, обещает дать долгожданную передышку не только горожанам, но и жителям прилегающих территорий, улучшив транспортную связность всей агломерации.
В преддверии Нового 2026 года, который должен стать годом решительных действий в дорожной сфере, приглашаем всех профессионалов отрасли к открытому диалогу. Ждём вас на ключевом отраслевом событии — конференции «Сибирские дороги», которая состоится 5–6 февраля в Иркутске. Вместе мы сможем наметить пути выхода из текущих трудностей и построить эффективную стратегию на будущее.
Виталий Лихачёв, генеральный директор ООО «АБЗ-ПРО»

Для группы компаний АБЗ-ПРО, занимающейся комплексным обслуживанием любых марок асфальтосмесителей (разработкой ПО для АБЗ, производством периферийного оборудования и услугами по ремонту и передислокации АБЗ), 2025 год выдался неоднозначным.
Первое полугодие практически для всех направлений нашей деятельности было загруженным:
— производственная часть набрала определённый темп, и мы вышли на необходимые мощности, чтобы клиенты могли получать продукцию, готовую к отгрузке, без ожидания;
— в сфере разработки ПО всегда есть что совершенствовать;
— монтажные бригады в этот период поставили рекорд по количеству выполненных проектов.
Резкое снижение спроса по всем направлениям начало наблюдаться на протяжении всего третьего квартала. В результате — перепроизводство и незапланированные расходы на поддержку трудовых коллективов.
За счёт крупных постоянных государственных клиентов, а также переориентации на рынки ближнего зарубежья экономическая ситуация начала исправляться в лучшую сторону в начале четвёртого квартала.
Конец года вселяет оптимизм по всем направлениям.
Что нас не убивает — делает нас сильнее.
В целом наш принцип — это репутация. Благодаря этому, невзирая на текущий финансовый результат, мы всегда будем двигаться вперёд.
Всех с Новым годом!
Кирилл Пантелеев, генеральный директор ООО «ИНТЕЛСТИЛ»

Для компании «ИНТЕЛСТИЛ» 2025 год стал важным этапом развития присутствия на российском дорожном рынке. Финансирование дорожной отрасли выросло более чем на треть, а объёмы работ по содержанию дорог увеличились почти вдвое — до 365,6 млрд рублей. Это создаёт стратегические возможности для поставщиков качественного оборудования, в том числе специализированной техники для обслуживания придорожной инфраструктуры.
Ключевым достижением года стала успешная демонстрация наших промышленных косилок для склонов Brielmaier на новой трассе М-12 «Восток». Важный тренд — смещение приоритетов с нового строительства на содержание и качественное обслуживание существующей дорожной сети, где востребовано именно наше специализированное оборудование.
К 2030 году планируется привести в нормативное состояние не менее 85% федеральных дорог, что подтверждает долгосрочную потребность в современной технике для их обслуживания. Несмотря на сложную экономическую конъюнктуру, мы уверены в перспективах сотрудничества с дорожными службами и рассчитываем, что косилки Brielmaier займут достойное место в содержании российских магистралей.
Константин Вачнадзе, директор по развитию ООО «Сотерра Инжиниринг»

2025 год стал для дорожной отрасли знаковым, подтвердив курс на внедрение инновационных материалов для повышения долговечности и снижения затрат на строительство и содержание автодорог.
Как ведущий производитель геосинтетических материалов, наша компания внесла вклад в этот тренд, обеспечив ключевые проекты инженерными решениями и материалами для механической стабилизации и армогрунтовых систем. Наши решения были востребованы при строительстве участков федеральной трассы М-3 и трассы М-32 в Санкт-Петербурге, а также других объектов, где применение георешёток позволило существенно сократить объёмы земляных работ, расход инертных материалов, вписаться в стеснённые условия и повысить темпы строительства.
Этот спрос напрямую отражает общую положительную динамику отрасли, где геосинтетические материалы стали стандартом для ответственного строительства. Наша продукция доказала свою эффективность не только в новых проектах, но и в программах реконструкции, значительно продлевая межремонтные интервалы дорожного покрытия. В новом году мы планируем инвестиции в разработку новых решений для нужд дорожного строительства, чтобы предложить рынку технологии следующего поколения.
Наталья Ладова, директор эксклюзивного представительства XRMC/BRMC (асфальтосмесительные установки)

В 2025 году наблюдался умеренный рост финансирования дорожной отрасли на уровне 19,4%. Наряду с увеличением финансовых ресурсов отмечается постепенное внедрение новых технологий и материалов, таких как полимерно-битумные составы, геосинтетика и вторично используемые материалы.
Активно применяются современные подходы в ремонте и строительстве дорог, включая метод холодного ресайклинга, технологии 3D-печати и автоматизированные системы управления процессом укладки покрытия.
Одним из знаковых завершённых проектов стало открытие скоростной трассы М-12 («Москва — Казань — Екатеринбург»), обеспечившей значительное улучшение транспортных связей между регионами.
Александр Исаков, главный технолог битумного производства ООО «КИБИТ»

Для битумного рынка РФ 2025 год был крайне непредсказуемым — пожалуй, это самое точное определение. Сложилось сразу несколько факторов, нехарактерных для данного рынка.
Первый фактор — завершение национальной программы «Безопасные и качественные дороги» (БКД). Потребление вяжущих материалов резко снизилось, что выразилось в беспрецедентной ситуации, когда цена на битум в сезон оказалась ниже, чем зимой и весной.
На этом фоне часть битумных заводов была выведена из строя. Казалось бы, это должно было привести к дефициту, однако общее снижение потребления превалировало, и цены продолжили снижаться.
При этом тема качества, точнее соответствия требованиям ГОСТ, стала критичной. По личному опыту сезона 2025 года могу сказать, что получаемый с одного из НПЗ БНД соответствовал ГОСТ 33133-2014 не более чем на 10% объёма.
Основная проблема, на мой субъективный взгляд, заключается не столько в качестве битума, сколько в том, что дорожная отрасль с этим фактически смирилась.
Игорь Голдин, генеральный директор ООО «Возрождение РК»

Благодарю за возможность поделиться итогами 2025 года в дорожной отрасли и поздравить с Новым годом всех причастных к модернизации дорожной инфраструктуры.
В 2025 году в дорожной отрасли фокус сместился с формального выполнения контракта на создание реальной ценности для людей. Яркий пример — практика публичных приёмок, когда жители, как в одном из сёл Сакского района Крыма, вместе с нами и государственным заказчиком оценили результат. Это превращает сдачу объекта из технической процедуры в общее достижение, где качество дороги проверяется не только по ГОСТу, но и по детским велосипедам и улыбкам соседей.
В наступающем году отрасль ждёт масштабная модернизация ключевых маршрутов. Коллегам желаю, чтобы каждый их проект встречал такое же искреннее одобрение. Пусть в 2026 году наши дороги будут не только прочными, но и по-настоящему народными, а работа приносит гордость за ощутимые изменения к лучшему в жизни каждого города и села.
Людмила Андреева, д.т.н., профессор, председатель подкомитета № 11 «Проектирование и строительство транспортных сооружений», ТК 465 «Строительство»

Уходящий 2025 год запомнится не только своими вызовами и сложностями, но и замечательными свершениями дорожников и мостостроителей. Вся длинная производственная цепь — от проектных институтов до ремонтных бригад — обеспечивала устойчивость транспортной инфраструктуры страны и успешно развивала её.
Отрадно отметить, что в это непростое время научная мысль отрасли напряжённо работала в направлении повышения эффективности эксплуатации инфраструктурных объектов, ресурсосбережения и экономии бюджетных средств.
Одной из успешных разработок в этой области является установка «Поток-М2» компании «Айронфор» из Санкт-Петербурга. Сочетая технологии газотермической металлизации и термоабразивной очистки, данная установка позволяет очищать металлические мосты и металлоконструкции от глубокой коррозии и выполнять металлизацию (цинкование) с высокой адгезией и малой пористостью.
Компания «Айронфор» решила основные проблемы данной технологии — вопросы надёжности и ресурса оборудования, внедрила инновационную систему контроля качества. Технология успешно апробирована при строительстве Большого Смоленского моста в Санкт-Петербурге, что подтверждено актами испытаний.
Перспективы этой технологии трудно переоценить: она способна дать новую жизнь старым металлическим мостам и путепроводам, на десятилетия защитить строящиеся объекты и сэкономить значительные бюджетные средства. Пожелаем коллегам из Санкт-Петербурга успехов в работе, здоровья и удачи в личной жизни в 2026 году.
Глеб Дружинин, разработчик, ООО «Ледокольные системы»

Итоги текущего года для нас не сильно разнятся с прошлогодними. Мы продолжаем вкладываться в развитие нашей технологии и приборов, занимаемся их испытаниями.
Отмечу сложности с получением господдержки. Несмотря на социальную значимость оборудования, мы вновь получили отказ в гранте Фонда содействия инновациям и по-прежнему не получили финансовой поддержки. Дополнительной проблемой стал факт присвоения нашей технологии недобросовестным заводом — готовимся к судебным разбирательствам.
Экономическая ситуация в отрасли характеризуется ростом цен, отсутствием полноценного импорта и государственной поддержки. Несмотря на это, нам удаётся сохранять темпы роста продаж.
Владислав Елишев, заместитель руководителя отдела подрядных торгов ООО «БКН Строй»

Для компании «БКН Строй», начавшей деятельность в 2023 году, прошедший год стал годом первых реализованных и официально переданных заказчикам объектов. В частности, в ноябре текущего года был завершён и введён в эксплуатацию первый этап 1-го Предпортового проезда — участок от улицы Костюшко до улицы Галстяна (Санкт-Петербург).
Немалую роль в строительстве сыграли субподрядные организации, за работу с которыми отвечает наш отдел. Кроме того, при активном участии в закупочных процедурах заказчиков был обеспечен портфель контрактов на ближайшие 1,5–2 года.