2025 в лицах: каким был год для дорожной отрасли

2025 в лицах: каким был год  для дорожной отрасли
Не удалось загрузить изображение

2025 год подходит к завершению, и это повод подвести предварительные итоги для дорожной отрасли. В рамках этого материала мы сознательно отказались от анализа официальных отчётов и сосредоточились на мнениях отраслевых специалистов из разных регионов страны.Экспертам был задан один вопрос: какими они видят итоги 2025 года для дорожностроительной отрасли. Часть респондентов предпочла анонимный формат, ссылаясь на чувствительность оценок, часть не смогла принять участие, однако ряд специалистов согласился дать публичные комментарии. В материале представлены как открытые позиции, так и обобщённые оценки анонимных спикеров.
Среди ключевых событий года эксперты в первую очередь отмечают трагическую гибель Романа Старовойта — одного из наиболее уважаемых представителей отрасли. Этот факт стал значимым для профессионального сообщества и во многом задал эмоциональный фон года.

Вторым заметным трендом стало расширение платной дорожной инфраструктуры. В 2025 году были введены новые участки трассы М-12 «Восток», обозначились контуры реализации «Южного кластера» на обходе Адлера, а также анонсированы крупные проекты, включая КАД-2 вокруг Санкт-Петербурга и южные и юго-западные хордовые направления. Параллельно расширяется практика платных парковок и обсуждаются механизмы платного въезда в центральные части городов. Эксперты связывают эти процессы с поиском внебюджетных источников финансирования, отмечая при этом неоднозначное отношение общества к росту платной сети.

Отдельного внимания заслуживает переход к новому национальному проекту «Инфраструктура для жизни». По оценкам специалистов, объёмы работ в его рамках пока уступают показателям завершённого нацпроекта «Безопасные качественные дороги». При этом отмечается, что новый нацпроект находится на начальной стадии реализации и ещё не набрал необходимого темпа. В то же время эксперты фиксируют сокращение ряда направлений, ранее заявленных в БКД, включая элементы интеллектуальных транспортных систем и развитие инфраструктуры для беспилотного транспорта.

Многие собеседники также обращают внимание на сохраняющиеся проблемы нормативного регулирования. Недостаточная проработанность стандартов и смет ограничивает внедрение инновационных решений — от вторичных материалов до цифровой и телекоммуникационной инфраструктуры дорог. В результате развитие перспективных технологий остаётся во многом фрагментарным.

Ниже представлены комментарии отраслевых экспертов о том, каким они видят 2025 год и ключевые тенденции развития дорожной отрасли.

Алексей Кучмин, депутат Московской городской Думы, член Общественного совета при Минтрансе РФ

Москва сегодня выступает одной из ключевых площадок в стране по внедрению передовых транспортных технологий, и развитие беспилотного рельсового транспорта — яркое тому подтверждение. Уже несколько месяцев первый беспилотный трамвай с пассажирами работает в регулярном режиме, перевозя жителей без сбоев и нарушений, а город последовательно готовит к испытаниям новые вагоны.

Важно подчеркнуть, что речь идёт не об эксперименте ради эксперимента. Беспилотные системы, разработанные московскими специалистами и находящиеся в собственности города, показывают высокую надёжность и адаптацию к реальным условиям мегаполиса. Тысячи километров пробега и десятки тысяч перевезённых пассажиров подтверждают зрелость технологии и готовность её к масштабированию.

Планы по оснащению значительной части трамвайного парка беспилотными системами до 2030–2035 годов логично вписываются в общую стратегию развития городского транспорта. Параллельно Москва развивает автономные трамваи, внедряет аналогичные решения в метро и формирует единую технологическую платформу для рельсового транспорта будущего.

Все эти изменения в конечном итоге направлены на главное — повышение комфорта, безопасности и предсказуемости поездок для жителей города. Москва последовательно доказывает, что внедрение высоких технологий может и должно работать на повседневные потребности горожан, делая транспорт более удобным, современным и устойчивым.

Анатолий Тараненко
Генеральный директор АО «Автодорпроект, генеральный директор ООО «Сибирский дорожно-испытательный центр»


Сокращение дорожного фонда скорректировало планы, но новые проекты и рост бюджета-2026 вселяют осторожный оптимизм.

Подводя итоги строительного сезона 2025 года для Иркутской области, можно охарактеризовать его как сложный и переходный. Ключевым вызовом стало значительное сокращение дорожного фонда во втором полугодии. Эта вынужденная мера привела к приостановке работ по ряду уже заключённых контрактов, часть объектов была перенесена на 2026 год.

Однако в сложившейся ситуации есть и светлые стороны. С учётом перенесённых объектов и планов по повышению налоговых поступлений бюджет дорожного фонда на 2026 год ожидает существенное увеличение. Это позволит не только возобновить остановленные проекты, но и, возможно, придать новый импульс дорожному строительству в регионе.

Ситуация в городе Иркутске также требует особого внимания. При общем протяжении городской дорожной сети почти в тысячу километров объёмы ежегодного ремонта исторически не превышают 20–30 км. Дополнительной проблемой стали хронические задержки в оплате уже выполненных работ. В условиях дорогих кредитных ресурсов это создаёт критическую нагрузку на подрядные организации, рискуя привести к их банкротству и дальнейшему сокращению числа добросовестных исполнителей.

Несмотря на эти трудности, в городе реализуются и масштабные проекты. Строительство новых объектов на региональных дорогах, проходящих через Иркутск, обещает дать долгожданную передышку не только горожанам, но и жителям прилегающих территорий, улучшив транспортную связность всей агломерации.

В преддверии Нового 2026 года, который должен стать годом решительных действий в дорожной сфере, приглашаем всех профессионалов отрасли к открытому диалогу. Ждём вас на ключевом отраслевом событии — конференции «Сибирские дороги», которая состоится 5–6 февраля в Иркутске. Вместе мы сможем наметить пути выхода из текущих трудностей и построить эффективную стратегию на будущее.


Виталий Лихачёв, генеральный директор ООО «АБЗ-ПРО»


Для группы компаний АБЗ-ПРО, занимающейся комплексным обслуживанием любых марок асфальтосмесителей (разработкой ПО для АБЗ, производством периферийного оборудования и услугами по ремонту и передислокации АБЗ), 2025 год выдался неоднозначным.

Первое полугодие практически для всех направлений нашей деятельности было загруженным:
— производственная часть набрала определённый темп, и мы вышли на необходимые мощности, чтобы клиенты могли получать продукцию, готовую к отгрузке, без ожидания;
— в сфере разработки ПО всегда есть что совершенствовать;
— монтажные бригады в этот период поставили рекорд по количеству выполненных проектов.

Резкое снижение спроса по всем направлениям начало наблюдаться на протяжении всего третьего квартала. В результате — перепроизводство и незапланированные расходы на поддержку трудовых коллективов.

За счёт крупных постоянных государственных клиентов, а также переориентации на рынки ближнего зарубежья экономическая ситуация начала исправляться в лучшую сторону в начале четвёртого квартала.

Конец года вселяет оптимизм по всем направлениям.
Что нас не убивает — делает нас сильнее.

В целом наш принцип — это репутация. Благодаря этому, невзирая на текущий финансовый результат, мы всегда будем двигаться вперёд.
Всех с Новым годом!


Кирилл Пантелеев, генеральный директор ООО «ИНТЕЛСТИЛ»


Для компании «ИНТЕЛСТИЛ» 2025 год стал важным этапом развития присутствия на российском дорожном рынке. Финансирование дорожной отрасли выросло более чем на треть, а объёмы работ по содержанию дорог увеличились почти вдвое — до 365,6 млрд рублей. Это создаёт стратегические возможности для поставщиков качественного оборудования, в том числе специализированной техники для обслуживания придорожной инфраструктуры.

Ключевым достижением года стала успешная демонстрация наших промышленных косилок для склонов Brielmaier на новой трассе М-12 «Восток». Важный тренд — смещение приоритетов с нового строительства на содержание и качественное обслуживание существующей дорожной сети, где востребовано именно наше специализированное оборудование.

К 2030 году планируется привести в нормативное состояние не менее 85% федеральных дорог, что подтверждает долгосрочную потребность в современной технике для их обслуживания. Несмотря на сложную экономическую конъюнктуру, мы уверены в перспективах сотрудничества с дорожными службами и рассчитываем, что косилки Brielmaier займут достойное место в содержании российских магистралей.


Константин Вачнадзе, директор по развитию ООО «Сотерра Инжиниринг»


2025 год стал для дорожной отрасли знаковым, подтвердив курс на внедрение инновационных материалов для повышения долговечности и снижения затрат на строительство и содержание автодорог.

Как ведущий производитель геосинтетических материалов, наша компания внесла вклад в этот тренд, обеспечив ключевые проекты инженерными решениями и материалами для механической стабилизации и армогрунтовых систем. Наши решения были востребованы при строительстве участков федеральной трассы М-3 и трассы М-32 в Санкт-Петербурге, а также других объектов, где применение георешёток позволило существенно сократить объёмы земляных работ, расход инертных материалов, вписаться в стеснённые условия и повысить темпы строительства.

Этот спрос напрямую отражает общую положительную динамику отрасли, где геосинтетические материалы стали стандартом для ответственного строительства. Наша продукция доказала свою эффективность не только в новых проектах, но и в программах реконструкции, значительно продлевая межремонтные интервалы дорожного покрытия. В новом году мы планируем инвестиции в разработку новых решений для нужд дорожного строительства, чтобы предложить рынку технологии следующего поколения.


Наталья Ладова, директор эксклюзивного представительства XRMC/BRMC (асфальтосмесительные установки)


В 2025 году наблюдался умеренный рост финансирования дорожной отрасли на уровне 19,4%. Наряду с увеличением финансовых ресурсов отмечается постепенное внедрение новых технологий и материалов, таких как полимерно-битумные составы, геосинтетика и вторично используемые материалы.

Активно применяются современные подходы в ремонте и строительстве дорог, включая метод холодного ресайклинга, технологии 3D-печати и автоматизированные системы управления процессом укладки покрытия.

Одним из знаковых завершённых проектов стало открытие скоростной трассы М-12 («Москва — Казань — Екатеринбург»), обеспечившей значительное улучшение транспортных связей между регионами.


Александр Исаков, главный технолог битумного производства ООО «КИБИТ»


Для битумного рынка РФ 2025 год был крайне непредсказуемым — пожалуй, это самое точное определение. Сложилось сразу несколько факторов, нехарактерных для данного рынка.

Первый фактор — завершение национальной программы «Безопасные и качественные дороги» (БКД). Потребление вяжущих материалов резко снизилось, что выразилось в беспрецедентной ситуации, когда цена на битум в сезон оказалась ниже, чем зимой и весной.

На этом фоне часть битумных заводов была выведена из строя. Казалось бы, это должно было привести к дефициту, однако общее снижение потребления превалировало, и цены продолжили снижаться.

При этом тема качества, точнее соответствия требованиям ГОСТ, стала критичной. По личному опыту сезона 2025 года могу сказать, что получаемый с одного из НПЗ БНД соответствовал ГОСТ 33133-2014 не более чем на 10% объёма.

Основная проблема, на мой субъективный взгляд, заключается не столько в качестве битума, сколько в том, что дорожная отрасль с этим фактически смирилась.


Игорь Голдин, генеральный директор ООО «Возрождение РК»


Благодарю за возможность поделиться итогами 2025 года в дорожной отрасли и поздравить с Новым годом всех причастных к модернизации дорожной инфраструктуры.

В 2025 году в дорожной отрасли фокус сместился с формального выполнения контракта на создание реальной ценности для людей. Яркий пример — практика публичных приёмок, когда жители, как в одном из сёл Сакского района Крыма, вместе с нами и государственным заказчиком оценили результат. Это превращает сдачу объекта из технической процедуры в общее достижение, где качество дороги проверяется не только по ГОСТу, но и по детским велосипедам и улыбкам соседей.

В наступающем году отрасль ждёт масштабная модернизация ключевых маршрутов. Коллегам желаю, чтобы каждый их проект встречал такое же искреннее одобрение. Пусть в 2026 году наши дороги будут не только прочными, но и по-настоящему народными, а работа приносит гордость за ощутимые изменения к лучшему в жизни каждого города и села.


Людмила Андреева, д.т.н., профессор, председатель подкомитета № 11 «Проектирование и строительство транспортных сооружений», ТК 465 «Строительство»


Уходящий 2025 год запомнится не только своими вызовами и сложностями, но и замечательными свершениями дорожников и мостостроителей. Вся длинная производственная цепь — от проектных институтов до ремонтных бригад — обеспечивала устойчивость транспортной инфраструктуры страны и успешно развивала её.

Отрадно отметить, что в это непростое время научная мысль отрасли напряжённо работала в направлении повышения эффективности эксплуатации инфраструктурных объектов, ресурсосбережения и экономии бюджетных средств.

Одной из успешных разработок в этой области является установка «Поток-М2» компании «Айронфор» из Санкт-Петербурга. Сочетая технологии газотермической металлизации и термоабразивной очистки, данная установка позволяет очищать металлические мосты и металлоконструкции от глубокой коррозии и выполнять металлизацию (цинкование) с высокой адгезией и малой пористостью.

Компания «Айронфор» решила основные проблемы данной технологии — вопросы надёжности и ресурса оборудования, внедрила инновационную систему контроля качества. Технология успешно апробирована при строительстве Большого Смоленского моста в Санкт-Петербурге, что подтверждено актами испытаний.

Перспективы этой технологии трудно переоценить: она способна дать новую жизнь старым металлическим мостам и путепроводам, на десятилетия защитить строящиеся объекты и сэкономить значительные бюджетные средства. Пожелаем коллегам из Санкт-Петербурга успехов в работе, здоровья и удачи в личной жизни в 2026 году.


Глеб Дружинин, разработчик, ООО «Ледокольные системы»


Итоги текущего года для нас не сильно разнятся с прошлогодними. Мы продолжаем вкладываться в развитие нашей технологии и приборов, занимаемся их испытаниями.

Отмечу сложности с получением господдержки. Несмотря на социальную значимость оборудования, мы вновь получили отказ в гранте Фонда содействия инновациям и по-прежнему не получили финансовой поддержки. Дополнительной проблемой стал факт присвоения нашей технологии недобросовестным заводом — готовимся к судебным разбирательствам.

Экономическая ситуация в отрасли характеризуется ростом цен, отсутствием полноценного импорта и государственной поддержки. Несмотря на это, нам удаётся сохранять темпы роста продаж.

Владислав Елишев, заместитель руководителя отдела подрядных торгов ООО «БКН Строй»


Для компании «БКН Строй», начавшей деятельность в 2023 году, прошедший год стал годом первых реализованных и официально переданных заказчикам объектов. В частности, в ноябре текущего года был завершён и введён в эксплуатацию первый этап 1-го Предпортового проезда — участок от улицы Костюшко до улицы Галстяна (Санкт-Петербург).
Немалую роль в строительстве сыграли субподрядные организации, за работу с которыми отвечает наш отдел. Кроме того, при активном участии в закупочных процедурах заказчиков был обеспечен портфель контрактов на ближайшие 1,5–2 года.

Хронология новостей
22 декабря 2025, 14:07
В России откроют хабы по продаже подержанных автомобилей со скидкой до 40%
22 декабря 2025, 13:12
«Аэрофлот» протестировала посадку «Мигом»
22 декабря 2025, 12:48
В Госдуме предложили установить единые минимальные габариты ручной клади
22 декабря 2025, 12:25
2025 в лицах: каким был год для дорожной отрасли
22 декабря 2025, 11:11
На Урале начали тестировать первый в России междугородний беспилотный трамвай
Видео
На маршрутные линии Самары впервые вышли трамваи нового поколения
На маршрутные линии Самары впервые вышли трамваи нового поколения
Не удалось загрузить изображение
Китайская компания представила прототип летающего автомобиля, который ездит и по дорогам
Китайская компания представила прототип летающего автомобиля, который ездит и по дорогам
Не удалось загрузить изображение
Tesla опубликовала видео своего робота Tesla Bot
Tesla опубликовала видео своего робота Tesla Bot
Не удалось загрузить изображение
Во Владивостоке у дороги водители заметили амурского тигра, который собирал мусор
Во Владивостоке у дороги водители заметили амурского тигра, который собирал мусор
Не удалось загрузить изображение