Обзор и состояние рынка щебня в РФ: реалии и перспективы

Фото: Александр Зайцев / Областная газета Свердловской области
Не удалось загрузить изображение
Фото: Александр Зайцев / Областная газета Свердловской области

Щебень является одним из основных дорожно-строительных материалов, поэтому динамика его стоимости и другие аспекты положения дел на рынке щебня для отраслевого сообщества крайне актуальны. При этом информация по анализу этого рынка появляется редко, поэтому специалисты отрасли были особенно рады, когда на конференции «Материалы для дорожного строительства», организованной группой CREON, коммерческий директор Прионежской горной компании Кирилл Соловьев подробно рассказал об этом.

Начнём с особенностей ценообразования. Щебень — это материал, стоимость которого у ворот карьера и на адресе заказчика зачастую отличается кратно. Нередки случаи, когда цена доставки превышает стоимость самого материала. На примере Прионежского карьера картина выглядит так: если тонна щебня, доставленного заказчику, оценивается в 1838 рублей, то цена у ворот карьера составляет 710 рублей (39% от общей стоимости), доставка — 822 рубля (45%), а НДС — 306 рублей (17%). Таким образом, логистическая составляющая обычно достигает примерно половины итоговой цены.

Основное количество щебня перевозится водным и железнодорожным транспортом. По водным перевозкам в последние три года фиксируются относительно стабильные объёмы. В 2023 году по воде было отправлено около 6788 тыс. тонн щебня, в 2024 году — 6278 тыс. тонн, что на 8% меньше, а за 10 месяцев текущего года — 6268 тыс. тонн. Карьеры, ориентированные на водный транспорт, в течение года нарабатывают продукцию и в период навигации её отправляют.

С железнодорожными перевозками ситуация сложнее. По итогам 2023 года было перевезено чуть более 100 млн тонн, в 2024 году объёмы упали на 16% и составили 83 млн тонн, а за 10 месяцев текущего года достигли около 74 млн тонн, что на 11% меньше прошлогоднего уровня. Снижение обусловлено, в том числе, перераспределением части доставок на автотранспорт.

Среди основных факторов, влияющих на рынок щебня в текущем году, можно выделить следующие:

По объёмам производства: объёмы производства щебня с 2023 года ежегодно сокращаются примерно на 10%. Если в 2023 году было произведено 266 млн тонн, то в 2024 году — 238 млн тонн, а за 9 месяцев текущего года — 214 млн тонн. Это связано с несколькими причинами.

Снижение платёжеспособного спроса потребителей: тенденция снижения стоимости доставки. С января по сентябрь стоимость щебня за счёт удешевления доставки снизилась на 300–400 рублей за тонну, особенно для тяжёлых марок габбро и гранитного щебня.
Третья причина — сокращение спроса в связи со значительным снижением заявок ОАО «РЖД». Если ранее компания закупала порядка 4 млн тонн балластного щебня, то в 2025 году из-за сокращения собственной инвестиционной программы объёмы снизились на 500 тыс. тонн.
Сокращение совокупного потребительского спроса из-за уменьшения инвестиций в ключевые строительные направления (жилищное строительство, промышленные объекты, инфраструктурные и дорожные проекты) — четвёртая причина.

Причины снижения стоимости
Одной из ключевых проблем стала доставка щебня железнодорожным транспортом конечным потребителям. В течение 2025 года стоимость предоставления полувагонов планомерно снижалась: долгосрочные арендные ставки упали с 2510 руб./сутки в январе до 900 руб./сутки в августе. Покупатели ожидали дальнейшего удешевления и откладывали закупки, что дополнительно снижало спрос и стимулировало падение цен.
С 4 квартала 2024 года ОАО «РЖД» начало борьбу с избытком подвижного состава, что привело к ограничениям на заадресовку порожних полувагонов и массовым отказам в согласовании отправок. Пути на станциях выгрузки фактически использовались для отстоя вагонов. Среднее время простоя полувагонов в 1-м и 2-м кварталах текущего года достигало 20–40 суток.

Следующей причиной стало сокращение объёмов жилищного строительства. Запуск новых проектов в 2025 году по сравнению с 2024-м снизился на 22%.
В 2024 году завершился нацпроект «Безопасные качественные дороги», в рамках которого реализовывалась значительная часть дорожных работ. В 2025 году ему на смену пришёл новый нацпроект «Инфраструктура для жизни», но он ещё не вышел на максимальные объёмы, и текущие показатели заметно ниже прежних.
Ещё один фактор — изменение стратегии трейдеров. В прошлые годы они стремились в зимний период формировать склады в расчёте на высокие сезонные цены. Сейчас же расчёт чаще идёт не на прибыль, а на минимизацию убытков.

Перспективы развития рынка щебня в 4 квартале 2025 г. и в 2026 г.
По итогам 4 квартала 2025 года прогнозируется сезонное снижение спроса. Оно будет частично компенсировано накопительными закупками в связи с ожидаемым ростом стоимости доставки железнодорожным транспортом на 15,89%: с 1 декабря 2025 года тарифы индексированы на 10%, а с 1 января 2026 года отменяется понижающий коэффициент 0,9492 на перевозки строительных грузов.

В 2026 году ожидается сохранение уровня потребления щебня на уровне 2025 года с изменением структуры спроса в сторону инфраструктурных проектов: строительства и реконструкции дорог, развития логистических и промышленных объектов, а также строительства ВСМ Москва — Санкт-Петербург и реализации нацпроекта «Инфраструктура для жизни».


Стас Донин,

 специально для ТСН

Хронология новостей
8 декабря 2025, 10:17
Обзор и состояние рынка щебня в РФ: реалии и перспективы
8 декабря 2025, 09:28
С 1 января 2026 года в России появятся более 60 новых дорожных знаков и табличек
5 декабря 2025, 17:30
Дептранс Москвы готовит к тестированию первый в России беспилотный поезд метро
5 декабря 2025, 16:37
В Новосибирске начали тестировать уличные фонари с встроенными ветрогенераторами
5 декабря 2025, 11:12
В аэропортах Ставрополья появятся новые хабы для зарядки электромобилей
Видео
На маршрутные линии Самары впервые вышли трамваи нового поколения
На маршрутные линии Самары впервые вышли трамваи нового поколения
Не удалось загрузить изображение
Китайская компания представила прототип летающего автомобиля, который ездит и по дорогам
Китайская компания представила прототип летающего автомобиля, который ездит и по дорогам
Не удалось загрузить изображение
Tesla опубликовала видео своего робота Tesla Bot
Tesla опубликовала видео своего робота Tesla Bot
Не удалось загрузить изображение
Во Владивостоке у дороги водители заметили амурского тигра, который собирал мусор
Во Владивостоке у дороги водители заметили амурского тигра, который собирал мусор
Не удалось загрузить изображение