Перспективы развития коммунальной техники в России

Перспективы развития коммунальной техники в России
Не удалось загрузить изображение

Словосочетание «коммунальная техника» у большинства людей не на слуху. Однако без неё полноценное функционирование городов невозможно. Она включает в себя мусоровозы, поливочные, снегоуборочные, подметальные машины и другую технику, обеспечивающую жизнь города. Несмотря на утилитарность, модельный ряд коммунальной техники сегодня активно меняется. Поэтому на недавно прошедшей в Екатеринбурге выставке «А8. Машины России 2025» был организован специализированный круглый стол, где эксперты обсудили, какой техникой будут убирать города в ближайшем будущем.

Электричество или ДВС

Одной из ключевых тем стали плюсы и минусы перехода коммунальной техники на электротягу.

Юрий Юркевич, генеральный директор «СК Машинери»:

«Надо делать локализацию и переходить на электротягу. Сейчас почти на каждой крупной АЗС есть электрозаправка. Люди перестали бояться ездить на электромобилях на дальние расстояния. Например, от Москвы до Сочи можно доехать, и зарядки по пути будут. Будущее рынка я вижу в развитии электротранспорта. Он даёт экономию - у нас киловатт-час дешевле, чем во многих странах. Коммунально-дорожные и уборочные машины на электротяге я вижу в будущем. Главное - это экологически чисто».

Однако были и оппоненты.

Дмитрий Ларин, начальник департамента механизации АО «Донаэродорстрой», подчеркнул:

«Коммунальный транспорт на электротяге - это огромные батареи. Их массовое производство требует редкоземельных металлов и других компонентов. В итоге по принципу “одно лечим - другое калечим” экология страдает: отработанные батареи либо сжигают, либо закапывают. Кроме того, базы коммунальной техники часто расположены далеко, и для установки зарядных станций нужно увеличивать мощности, а это колоссальные затраты. Энергетики не всегда готовы их предоставить».

Алексей Рубахин, генеральный директор ООО «Автобан-Эксплуатация», занял компромиссную позицию:

«Тренд на электротягу, скорее всего, сохранится только для мелкой коммунальной техники. Но тяжёлая техника, работающая во время снегопадов на федеральной сети, по своим характеристикам пока не готова к электропереходу. Особенно сложно представить зарядку в сильные морозы. Возможно, в будущем мы к этому придём, но пока рано».

Текущие тренды

Наталия Сипачёва, руководитель проекта по коммерческим автомобилям ГК «СТТ», выделила основные направления:

  1. Цифровизация – телематика и ИИ. Это контроль расхода топлива, маршрутизация с учётом пробок, загрузки мусоровозов, информирование о ремонте и ТО. Управление автопарком через телематические сервисы («Спутник» уже активно применяется).
  2. Роботизация и беспилотные технологии – уборочные машины в США, роботы-пылесосы в метро, дроны для мониторинга теплотрасс и экологии (например, в КНР).
  3. Экология – возврат к стандартам Евро-5 и Евро-6, переход на газомоторное топливо (CNG). «Газпром» сообщил, что число газовых заправок с 2016 года утроилось, а парк техники удвоился.
  4. Электротяга и водород – в Европе и Китае массовый переход на электротранспорт, пилотные проекты по водородным машинам в Германии, Франции и США.
  5. Кастомизация – адаптация техники под конкретные задачи и условия: пневмоподвески, усиленные узлы, спецпроекты (например, водонепроницаемые мусоровозы в США для ураганов).

Алексей Рубахин добавил:

«Сегодня производители стали слышать заказчика и подстраивать продукцию под конкретные условия — дороги, климат, требования по цене и качеству».

Марат Жидков, советник гендиректора ООО «Смол Маш», отметил, что резкий переход на газомоторную технику для заказчиков затруднителен:

«Вся инфраструктура и персонал заточены под дизель, поэтому переключение дорого и сложно».

Проблемы

Марат Жидков обозначил ряд системных проблем:

  • ограниченный ассортимент отечественных производителей;
  • административные барьеры (доля отечественной техники в парках до 60% к 2027 г.);
  • снижение качества из-за дефицита комплектующих;
  • демпинг на торгах (пример: контракт на 6 КДМ снизили с 106 млн до 81 млн руб.);
  • участие недобросовестных поставщиков, приводящее к простоям и штрафам;
  • падение объёмов НИОКР;
  • административные барьеры вроде обязательного взвешивания техники.

Алексей Рубахин предложил решения:

  • допустить к торгам не только ГБУ, но и частные компании, обеспечивающие сервис;
  • выдавать субсидии предприятиям, открывающим новые площадки;
  • включать сервисное сопровождение техники в контракты до 7 лет.

РФ или КНР?

Большая дискуссия развернулась вокруг выбора между российской и китайской техникой.

Алексей Рубахин:

«Мы выбираем китайскую технику, например “Шахманы”, - это отличное соотношение цена-качество. Для поливомоек хорошо подходит и КАМАЗ, но при тяжёлых нагрузках он уступает. Китайская техника не без проблем (например, электрика), но они решаемы. Отечественные трактора - челябинские, белорусские  полностью устраивают: надёжные, ремонтопригодные. Есть удачные примеры импортозамещения,  например, косилки “Чистодор” заменили итальянские Orsi».

Вывод

За последние годы, в том числе благодаря китайским производителям, рынок коммунальной техники в РФ получил мощный импульс. Если раньше о переходе на электротягу мало кто думал, то сегодня это реальный тренд. Конечно, предпочтительнее отечественная техника, но она не всегда соответствует жёстким нормативам. Главный вектор развития - совместная работа производителей и потребителей, постпродажное обслуживание и кастомизация. 

Продавать по принципу «деньги - ключи» уже недостаточно.


Стас Донин

специально для ТСН

Хронология новостей
30 сентября 2025, 12:01
В МВД разрешили тюнинговать автомобили через «Госуслуги»
30 сентября 2025, 11:50
Хабаровский инженер создаёт систему для обнаружения дронов по звуку
30 сентября 2025, 11:12
В НГУ создали экологичный строительный материал из золошлаков
29 сентября 2025, 19:02
Эксперт: господдержка станет ключом к развитию электрической коммунальной техники
29 сентября 2025, 14:44
В Нидерландах протестировали дрон на жидком водороде
Видео
На маршрутные линии Самары впервые вышли трамваи нового поколения
На маршрутные линии Самары впервые вышли трамваи нового поколения
Не удалось загрузить изображение
Китайская компания представила прототип летающего автомобиля, который ездит и по дорогам
Китайская компания представила прототип летающего автомобиля, который ездит и по дорогам
Не удалось загрузить изображение
Tesla опубликовала видео своего робота Tesla Bot
Tesla опубликовала видео своего робота Tesla Bot
Не удалось загрузить изображение
Во Владивостоке у дороги водители заметили амурского тигра, который собирал мусор
Во Владивостоке у дороги водители заметили амурского тигра, который собирал мусор
Не удалось загрузить изображение
Форум дорожных инициатив
Не удалось загрузить изображение