Перспективы развития коммунальной техники в России

Словосочетание «коммунальная техника» у большинства людей не на слуху. Однако без неё полноценное функционирование городов невозможно. Она включает в себя мусоровозы, поливочные, снегоуборочные, подметальные машины и другую технику, обеспечивающую жизнь города. Несмотря на утилитарность, модельный ряд коммунальной техники сегодня активно меняется. Поэтому на недавно прошедшей в Екатеринбурге выставке «А8. Машины России 2025» был организован специализированный круглый стол, где эксперты обсудили, какой техникой будут убирать города в ближайшем будущем.
Электричество или ДВС
Одной из ключевых тем стали плюсы и минусы перехода коммунальной техники на электротягу.
Юрий Юркевич, генеральный директор «СК Машинери»:
«Надо делать локализацию и переходить на электротягу. Сейчас почти на каждой крупной АЗС есть электрозаправка. Люди перестали бояться ездить на электромобилях на дальние расстояния. Например, от Москвы до Сочи можно доехать, и зарядки по пути будут. Будущее рынка я вижу в развитии электротранспорта. Он даёт экономию - у нас киловатт-час дешевле, чем во многих странах. Коммунально-дорожные и уборочные машины на электротяге я вижу в будущем. Главное - это экологически чисто».
Однако были и оппоненты.
Дмитрий Ларин, начальник департамента механизации АО «Донаэродорстрой», подчеркнул:
«Коммунальный транспорт на электротяге - это огромные батареи. Их массовое производство требует редкоземельных металлов и других компонентов. В итоге по принципу “одно лечим - другое калечим” экология страдает: отработанные батареи либо сжигают, либо закапывают. Кроме того, базы коммунальной техники часто расположены далеко, и для установки зарядных станций нужно увеличивать мощности, а это колоссальные затраты. Энергетики не всегда готовы их предоставить».
Алексей Рубахин, генеральный директор ООО «Автобан-Эксплуатация», занял компромиссную позицию:
«Тренд на электротягу, скорее всего, сохранится только для мелкой коммунальной техники. Но тяжёлая техника, работающая во время снегопадов на федеральной сети, по своим характеристикам пока не готова к электропереходу. Особенно сложно представить зарядку в сильные морозы. Возможно, в будущем мы к этому придём, но пока рано».
Текущие тренды
Наталия Сипачёва, руководитель проекта по коммерческим автомобилям ГК «СТТ», выделила основные направления:
- Цифровизация – телематика и ИИ. Это контроль расхода топлива, маршрутизация с учётом пробок, загрузки мусоровозов, информирование о ремонте и ТО. Управление автопарком через телематические сервисы («Спутник» уже активно применяется).
- Роботизация и беспилотные технологии – уборочные машины в США, роботы-пылесосы в метро, дроны для мониторинга теплотрасс и экологии (например, в КНР).
- Экология – возврат к стандартам Евро-5 и Евро-6, переход на газомоторное топливо (CNG). «Газпром» сообщил, что число газовых заправок с 2016 года утроилось, а парк техники удвоился.
- Электротяга и водород – в Европе и Китае массовый переход на электротранспорт, пилотные проекты по водородным машинам в Германии, Франции и США.
- Кастомизация – адаптация техники под конкретные задачи и условия: пневмоподвески, усиленные узлы, спецпроекты (например, водонепроницаемые мусоровозы в США для ураганов).
Алексей Рубахин добавил:
«Сегодня производители стали слышать заказчика и подстраивать продукцию под конкретные условия — дороги, климат, требования по цене и качеству».
Марат Жидков, советник гендиректора ООО «Смол Маш», отметил, что резкий переход на газомоторную технику для заказчиков затруднителен:
«Вся инфраструктура и персонал заточены под дизель, поэтому переключение дорого и сложно».
Проблемы
Марат Жидков обозначил ряд системных проблем:
- ограниченный ассортимент отечественных производителей;
- административные барьеры (доля отечественной техники в парках до 60% к 2027 г.);
- снижение качества из-за дефицита комплектующих;
- демпинг на торгах (пример: контракт на 6 КДМ снизили с 106 млн до 81 млн руб.);
- участие недобросовестных поставщиков, приводящее к простоям и штрафам;
- падение объёмов НИОКР;
- административные барьеры вроде обязательного взвешивания техники.
Алексей Рубахин предложил решения:
- допустить к торгам не только ГБУ, но и частные компании, обеспечивающие сервис;
- выдавать субсидии предприятиям, открывающим новые площадки;
- включать сервисное сопровождение техники в контракты до 7 лет.
РФ или КНР?
Большая дискуссия развернулась вокруг выбора между российской и китайской техникой.
Алексей Рубахин:
«Мы выбираем китайскую технику, например “Шахманы”, - это отличное соотношение цена-качество. Для поливомоек хорошо подходит и КАМАЗ, но при тяжёлых нагрузках он уступает. Китайская техника не без проблем (например, электрика), но они решаемы. Отечественные трактора - челябинские, белорусские полностью устраивают: надёжные, ремонтопригодные. Есть удачные примеры импортозамещения, например, косилки “Чистодор” заменили итальянские Orsi».
Вывод
За последние годы, в том числе благодаря китайским производителям, рынок коммунальной техники в РФ получил мощный импульс. Если раньше о переходе на электротягу мало кто думал, то сегодня это реальный тренд. Конечно, предпочтительнее отечественная техника, но она не всегда соответствует жёстким нормативам. Главный вектор развития - совместная работа производителей и потребителей, постпродажное обслуживание и кастомизация.
Продавать по принципу «деньги - ключи» уже недостаточно.
Стас Донин
специально для ТСН
Похожие новости



