Loading TSN

Почему так дорого? Эксперты рассказали, как формируются цены на строительство российских дорог

Почему так дорого? Эксперты рассказали, как формируются цены на строительство российских дорог

Постоянные рейтинги плохих дорог, которые составляют то Росстат, то общественники, обычно сводятся к одной простой мысли: чтобы строить лучше, нужно больше денег. В настоящий момент количество региональных дорог, чьё состояние можно назвать соответствующим нормативам, составляет 43 %. У федеральных трасс этот показатель выше в два раза – 78 % от общего числа.

По данным «Аргументы и факты», средняя стоимость дорожного строительства в России сегодня такая же как в Европе или США.  Но сравнивать затраты было бы некорректно, считает старший научный сотрудник Центра экономики транспорта ВШЭ Екатерина Решетова, поскольку в той же Амеркие, например, практически отсутствует ставка НДС, тогда как у нас к стоимости работ прибавляется ещё 20%.

Наиболее проблемной строкой затрат является подготовка территории для строительства дороги – от вырубки леса до выкупа земли, многочисленных компенсаций за земельные участки и снос сооружений.  Иногда эти расходы составляет до 34 % от общей стоимости проекта. Тут можно вспомнить губернатора Пензенской области, которому пришлось объясняться перед жителями, как дорога длиной в 9 км может стоить 400 миллионов рублей. Оказывается, может. Особенно если начать прокладывать её фактически в чистом поле.

В качествеещё одного примера приводится строительство ЦКАДа: первоначальная смета в 300 миллиардов рублей выросла сначала на 16 миллиардов, а затем ещё на 44. По мнению экспертов, это связано с ошибками проектирования и неверной оценке стоимости изъятия земель.

Наличие бесконечного свода строительных правил и норм также увеличивает стоимость, а устаревшие методы расчёта, не учитывающие наличие современных технологий, позволяют закладывать в смету абсолютно ненужные траты.

Чтобы избежать подобного, в Америке, к примеру, была разработана та самая технология Superpave, которая позволяет рассчитывать количество и качество материала, необходимого для строительства дороги. При методике рассчёта учитываются самые важные факторы –  климатические условия, интенсивность трафика, ожидаемый срок службы и пр. Благодаря Superpave эксплуатировать автодорогу без ремонта покрытия можно около 25 лет. Сейчас в России такой ремонт, в среднем, проводится, раз в пять лет.

Но и это ещё не всё. По мнению советника гендиректора «РосдорНИИ» Станислава Мамулата, России необходимо вести аналитическую статистику по выполненным объектам, что позволит в будущем эффективнее использовать разные технологии. Как пример, Мамулат рассказывает о внедрённом ещё в советские времена методе строительства, суть которого заключается в том, что материал для основания дороги на 90 % делается из имеющегося на объекте грунта. Туда же добавляются вяжущие материалы – зола, цемент, шлак. На выходе получаются прочные нижние слои дорожных одежд,  для которых обычно используют дорогостоящий щебень.  Последний, кстати, влияет и на ценообразование: среднее расстояние доставки щебня в России — 1500 км.

Увы, результаты этого метода не были проанализированы, и, соответственно, не были положены в программу стандартов. Без подтверждённых ГОСТов  технологию стабилизации грунтов комплексными вяжущими  нельзя рекомендовать заказчикам и проектировщикам.

По оценке компании McKinsey, из-за ошибок в проектно-технологических решениях может быть потрачено просто так, на воздух, около 40% бюджета дорожного строительства. В России эта цифра составляет сотни миллиардов рублей в год.

 Власти Пензы ищут подрядчика для ремонта улицы Окружной В Забайкалье стали использовать горячую регенерацию при строительстве дорог 

Похожие новости