Семь ключевых проблем проектирования в транспортной отрасли

Проектирование объектов транспортной инфраструктуры сопряжено с рядом проблем, которые, как ни парадоксально, хоть и известны, но почти не имеют публичного обсуждения и практически не решаются. Более того, несмотря на широкое и всестороннее внимание к дорожной строительной отрасли, вопросы её проектирования почти всегда остаются «за бортом» дискуссий.
С целью изменить ситуацию в Чебоксарах прошёл первый форум дорожных проектировщиков. В рамках мероприятия генеральный директор ООО «Ладья-Проект» Иван Тарасов рассказал собравшимся о ключевых сложностях, с которыми сталкиваются проектные компании.
Сроки проектирования
Очень часто они не соответствуют реальным срокам выполнения контракта. Обычно это связано с большим количеством согласований с рядом смежных организаций.
Если учитывать минимальные, «идеальные» сроки согласований, то при стандартном, несложном дорожном объекте они выглядят следующим образом:
Сбор исходных данных — 30 дней
Проведение всех необходимых видов изысканий — 60 дней
Разработка проектных решений и разделов, включая согласование вариантов у заказчика — 60–90 дней
Разработка сметной документации с согласованием предельной стоимости — 20–30 дней
Согласование пересечек и переносов коммуникаций — 45 дней
Согласование в Росрыболовстве — 45 дней
Согласование ППТ и ПМТ — 45 дней
Согласование археологии в региональном Минкульте (при необходимости) — 60 дней
Согласование в федеральном Рослесхозе (при необходимости) — 5 месяцев; магистральные сети нефтепровода и газопровода — 9 месяцев
Создание заявления, проверка комплектности, прохождение Госэкспертизы — 70 дней
Итого: без Рослесхоза и магистральных сетей — 300 дней (10–12 месяцев); с учётом всех согласований — до 1 года 7 месяцев.
Некоторые процессы можно проводить параллельно, но в любом случае сроки остаются очень длительными — и это при условии отсутствия проблем.
Возможные решения:
- проектировщикам внимательнее изучать объект на торгах, чтобы выявить «подводные камни» (информацию можно найти в открытых источниках: публичная кадастровая карта, закупки по данному участку, интернет);
- заказчикам учитывать сложность участка при формировании сроков исполнения;
- разработать нормативные требования или рекомендации для государственных заказчиков по определению сроков проектирования объектов транспортной отрасли.
Зимние изыскания
Нередко торги проводятся в конце года, из-за чего начинать работы приходится зимой. Особенно страдает геодезия: снег мешает корректным замерам, что приводит к ошибкам и несоответствиям в объёмах.
Решения:
Формировать контракты с учётом сезонности.
Давать возможность проектировщикам актуализировать изыскания после схода снега, оставляя время для проектирования.
Некорректно составленное задание на проектирование
Отступать от требований нельзя, поэтому при несоответствиях приходится убеждать заказчика вносить изменения, что не всегда удаётся.
Пять типичных ошибок:
ошибки в ТЭП сооружения;
некорректные требования к проектированию;
необходимость дополнительных работ, не предусмотренных заданием;
противоречивые или устаревшие нормы проектирования;
использование нетиповой формы задания (вместо рекомендуемой Госэкспертизой и Минстроем РФ).
Решения:
внимательная работа заказчиков над составлением задания (особенно ТЭП);
использование типовой формы задания;
оперативное внесение изменений госзаказчиком;
проверка корректности нормативной документации.
Все ошибки в задании приводят к увеличению сроков проектирования, при этом изменить сроки госконтракта даже через допсоглашения практически невозможно.
Высокая конкуренция на торгах / демпинг
Антидемпинговые меры при падении цены более чем на 25% фактически не работают. Иногда стоимость снижается до 80%, при этом торги выигрывают компании, не имеющие привязки к региону.
Это приводит к экономии на изысканиях, платных запросах и расчётах, что в итоге ухудшает качество проектирования.
Решение: ввести авансирование (10–30% суммы контракта), но при падении цены более чем на 25% аванс не выплачивать. Это стимулирует участников не опускать цену ниже разумного уровня.
Отсутствие авторского надзора
Авторский надзор редко включается в смету (хотя его стоимость всего 0,2% от цены объекта). Его обязательное включение повысит ответственность проектировщиков и ускорит решение возникающих проблем на стройплощадке.
Нормативная документация / несовершенство законодательства
Несмотря на многочисленные обновления, в дорожной сфере остаются нерешённые вопросы. Среди них:
противоречия между Градостроительным кодексом и ФЗ-257;
несовершенство регулирования отношений между владельцами дорог и инженерных сооружений;
проблемы законодательства в сфере охраны окружающей среды при строительстве и ремонте дорог;
разные подходы к подсчёту стоимости прохождения госэкспертизы;
различия требований для проектирования в границах населённых пунктов и на дорогах общего пользования.
Роль заказчика
Основная проблема — низкая вовлечённость заказчиков. Часто звучат фразы: «Вы согласились на условия контракта, решайте сами», или «Мы не специалисты, вы должны всё сделать без нашей помощи».
Однако, по словам Минстроя России, именно заказчик является ключевым заинтересованным лицом в успешной разработке проектной документации.
На практике же все обязанности ложатся на проектировщика — вплоть до поиска исходных данных, которых у заказчика нет.
Итоги
Мы обозначили 7 ключевых проблем, без решения которых перспективы взаимодействия проектировщиков и заказчиков остаются сомнительными. Однако именно открытое обсуждение этих вопросов может стать первым шагом к их решению.
Стас Донин,
специально для ТСН
Похожие новости

