Строительство маршрута «Европа – Западный Китай» на территории России отстаёт от графика на 7 лет
Счётная палата опубликовала отчет о проверке реализации международного транспортного маршрут «Европа – Западный Китай», согласно документу маршрут будет открыт не раньше 2027 года. При этом по Соглашению стран-членов ШОС транспортный коридор на территории Российской Федерации должны были запустить не позднее 2020 года.
Такое опоздание связано с изменением маршрута: согласно транспортной стратегии, маршрут должен был проходить через Татарстан, Башкирию и Оренбургскую область. Однако в 2016 году правительственная комиссия по транспорту решила проложить маршрут через Самарско-Тольяттинскую агломерацию.
В Счётной палате подчеркивают, что ещё до внесения изменений маршрута Башкирия и Оренбургская область вложили в проект более 400 миллионов рублей. Были выполнены проектно-изыскательские работы на строительство автодороги «Бавлы – Кумертау» на сумму 300 миллионов рублей, разработан проект планировки и межевания территории под строительство автомобильной дороги Кумертау – Сагарчин на 102 миллионов рублей. В настоящий момент все проведенные работы оказались не релевантными.
В проекте также предусмотрено строительство новых автодорог «Москва – Нижний Новгород – Казань» и «Обход Тольятти с мостовым переходом через реку Волга». Однако подтвердить предусмотренный федеральным проектом объем финансовых вложений пока невозможно из-за отсутствия в полном объеме проектно-сметной документации. Так, по обходу Тольятти, протяженность которого составляет почти 100 км, проектно-сметная документация разработана только в отношении мостового перехода через Волгу, а это всего 3,7 км.
Из-за затяжного обсуждения изменений в маршруте, а также неполной подготовке проектно-сметной документации и из-за инфляции, стоимость проекта существенно вырастет, предупреждают эксперты Счётной палаты.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
22 сентября 2008 года между президентом России и президентом Казахстана был подписан Меморандум о сотрудничестве и развитии автомобильных дорог, связывающих Европу и Западный Китай.
12 сентября 2014 года правительствами государств – членов Шанхайской организации сотрудничества заключено соглашение о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок, которым предусмотрено создание международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай» и открытии не позднее 2020 года, в том числе на территории Российской Федерации по маршруту Санкт-Петербург – Оренбург – Сагарчин.
Автомобильный маршрут «Европа – Западный Китай» (порядка 8 500 км) будет занимать около 10 суток. Общая протяженность международного коридора на территории России составляет порядка 2 300 км. Предполагается, что маршрут будет состоять из трёх частей: первый проходит от Санкт-Петербурга до Москвы, включая автомобильные дороги М-11 и Центральную кольцевую автодорогу. Второй участок включает в себ скоростную трассу «Москва - Нижний Новгород – Казань». Она пройдет от Москвы до н.п. Шали (Республика Татарстан). Третий участок пройдет от пересечения со скоростной автодорогой «Москва - Нижний Новгород – Казань» до границы с Казахстаном.
Общий объем предусмотренных средств составляет 655,1 миллиарда рублей, из которых 390,4 миллиарда составляют бюджетные средства.