В Новосибирске и Перми появятся «умные» перекрёстки

В России планируют внедрить «умные» перекрёстки, первыми технологию управления при помощи искусственного интеллекта опробуют в Новосибирске и Перми в 2022 году.

Как пишет ТАСС со ссылкой на вице-президента НП «Глонасс» Евгения Белянко, цель таких перекрёстков – снижение количества ДТП и выявление аварийно-опасных участков на дорогах, кроме того, перекрёстки смогут автоматически пропускать машины спецслужб.

Алгоритм работы будет строиться на основе анализа данных платформы «Автодата», которая будет собирать, хранить и обрабатывать автомобильные и транспортные данные уже существующих цифровых систем. Это данные о здоровье человека, эксплуатации автомобиля, а также о внешней окружающей среде: качестве дороги, погодных условиях, географии использования и так далее.

«Автодата», авторство которой принадлежит НТИ «Автонет», планирует стать крупнейшим в мире хранилищем данных в автомобильной сфере. Используя этот ресурс, отечественные компании смогут создавать конкурентоспособные на мировом рынке продукты и услуги, приложения для пользователей автомобильного транспорта, для городских операторов интеллектуальных транспортных систем, дорожных служб, страховых, лизинговых и логистических компаний, и других пользователей, качество которых будет существенно выше конкурирующих зарубежных решений.

УМНЫЙ,НО НЕ ПЕРВЫЙ

В 2014 году выпускник факультета информационных технологий Новосибирского университета Кирилл Чиркунов разработал систему, позволяющую регулировать работу светофоров с учетом ситуации на дорогах. Суть состоит в том, что «сообщающиеся» светофоры передают друг другу информацию о движущихся объектах и заторах, что позволяет создать оптимальное время ожидания.

Эскиз проекта Чиркунова

– Эта система «обучается» в реальном времени – подстраивается под каждую дорожную ситуацию и меняет режим работы, тогда как все обычные светофоры имеют определенный алгоритм, который меняется через определенное длительное время, – рассказывал создатель проекта. Особенностью являлся тот факт, что система работы светофоров была децентрализована, то есть информация передавалась бы между устройствами, а не в единый центр, что снижает риск сбоя всей системы.

По словам Чиркунова, «умные» могли бы предсказывать дорожную обстановку на 10-20 минут вперед. Согласно проведенным экспериментам, время ожидания водителем зеленого сигнала сократилось бы в 1,5-2 раза по сравнению с используемыми сейчас релейными светофорами.

Что в итоге произошло с этим проектом –  неизвестно.

КТО ЕЩЕ «ПОУМНЕЕТ»?

Подобных интеллектуальных нововведений в России становится всё больше: например, в октябре 2019 года та же НТИ «Автонет» анонсировала внедрение по стране интеллектуальных искусственных неровностей(ИДН), или, как их называют в народе, «лежачих полицейских». Принцип работы заключается в подключении устройства к динамическому электроприводу, который может интегрирован в систему фото или видеофиксации, определяющей скорость движущего транспорта. Если автомобилист не нарушает скоростной режим, то искусственной неровности перед ним не будет.

Помимо «лежачих полицейских», НТИ «Автонет» обещает появление в России «умных» остановок, способных самостоятельно вывести на маршрут автобус, если его ждёт много людей. Проект получил критические замечания со стороны Ассоциации транспортных инженеров: по словам представителя ассоциации, идея автобусов по вызову апробировалась уже много раз — например, в Лондоне и Хельсинки — и всегда оказывалась нерабочей.

В ноябре 2019 «Росэлектроника» объявила о завершении работы над «умными» фонарями: специальные станции оснащены солнечными батареями, которые дают энергию для освещения улиц в тёмное время суток автоматически включающимися светодиодными лампами. Также станция может раздавать интернет по Wi-Fi и одновременно заряжать до шести устройств с разными стандартами подключения.

КТО ВЫИГРАЕТ? 

Внедрение автоматизированного управления светофорами в тех же Нидерландах уже в первую неделю показало сокращение времени в пути в час пик на 10 %. Согласно данным портала smartwayz.nl, больше всего от «умных» светофоров выигрывали грузовики и экология: движение увеличилось на 17 %, а благодаря тому, что грузовикам не приходилось останавливаться и ускоряться, на 2 % сократились выбросы углекислого газа.  

Хронология новостей
7 мая 2025, 15:08
Unitree представила четвероногих пожарных роботов с водомётами
7 мая 2025, 12:22
Студентка ГУАП разработала дрон-камикадзе для перехвата беспилотников
7 мая 2025, 11:07
НовГУ представил «Гардар» для обнаружения беспилотников
7 мая 2025, 10:11
В Госдуме предложили маркировать опасные для водителей лекарства «кирпичом»
6 мая 2025, 11:24
Названы самые частые нарушения ПДД в Москве с начала 2025 года
Видео
На маршрутные линии Самары впервые вышли трамваи нового поколения
На маршрутные линии Самары впервые вышли трамваи нового поколения
Не удалось загрузить изображение
Китайская компания представила прототип летающего автомобиля, который ездит и по дорогам
Китайская компания представила прототип летающего автомобиля, который ездит и по дорогам
Не удалось загрузить изображение
Tesla опубликовала видео своего робота Tesla Bot
Tesla опубликовала видео своего робота Tesla Bot
Не удалось загрузить изображение
Во Владивостоке у дороги водители заметили амурского тигра, который собирал мусор
Во Владивостоке у дороги водители заметили амурского тигра, который собирал мусор
Не удалось загрузить изображение
Форум дорожных инициатив
Не удалось загрузить изображение