В Новосибирске и Перми появятся «умные» перекрёстки
В России планируют внедрить «умные» перекрёстки, первыми технологию управления при помощи искусственного интеллекта опробуют в Новосибирске и Перми в 2022 году.
Как пишет ТАСС со ссылкой на вице-президента НП «Глонасс» Евгения Белянко, цель таких перекрёстков – снижение количества ДТП и выявление аварийно-опасных участков на дорогах, кроме того, перекрёстки смогут автоматически пропускать машины спецслужб.
Алгоритм работы будет строиться на основе анализа данных платформы «Автодата», которая будет собирать, хранить и обрабатывать автомобильные и транспортные данные уже существующих цифровых систем. Это данные о здоровье человека, эксплуатации автомобиля, а также о внешней окружающей среде: качестве дороги, погодных условиях, географии использования и так далее.
«Автодата», авторство которой принадлежит НТИ «Автонет», планирует стать крупнейшим в мире хранилищем данных в автомобильной сфере. Используя этот ресурс, отечественные компании смогут создавать конкурентоспособные на мировом рынке продукты и услуги, приложения для пользователей автомобильного транспорта, для городских операторов интеллектуальных транспортных систем, дорожных служб, страховых, лизинговых и логистических компаний, и других пользователей, качество которых будет существенно выше конкурирующих зарубежных решений.
УМНЫЙ,НО НЕ ПЕРВЫЙ
В 2014 году выпускник факультета информационных технологий Новосибирского университета Кирилл Чиркунов разработал систему, позволяющую регулировать работу светофоров с учетом ситуации на дорогах. Суть состоит в том, что «сообщающиеся» светофоры передают друг другу информацию о движущихся объектах и заторах, что позволяет создать оптимальное время ожидания.
Эскиз проекта Чиркунова
– Эта система «обучается» в реальном времени – подстраивается под каждую дорожную ситуацию и меняет режим работы, тогда как все обычные светофоры имеют определенный алгоритм, который меняется через определенное длительное время, – рассказывал создатель проекта. Особенностью являлся тот факт, что система работы светофоров была децентрализована, то есть информация передавалась бы между устройствами, а не в единый центр, что снижает риск сбоя всей системы.
По словам Чиркунова, «умные» могли бы предсказывать дорожную обстановку на 10-20 минут вперед. Согласно проведенным экспериментам, время ожидания водителем зеленого сигнала сократилось бы в 1,5-2 раза по сравнению с используемыми сейчас релейными светофорами.
Что в итоге произошло с этим проектом – неизвестно.
КТО ЕЩЕ «ПОУМНЕЕТ»?
Подобных интеллектуальных нововведений в России становится всё больше: например, в октябре 2019 года та же НТИ «Автонет» анонсировала внедрение по стране интеллектуальных искусственных неровностей(ИДН), или, как их называют в народе, «лежачих полицейских». Принцип работы заключается в подключении устройства к динамическому электроприводу, который может интегрирован в систему фото или видеофиксации, определяющей скорость движущего транспорта. Если автомобилист не нарушает скоростной режим, то искусственной неровности перед ним не будет.
Помимо «лежачих полицейских», НТИ «Автонет» обещает появление в России «умных» остановок, способных самостоятельно вывести на маршрут автобус, если его ждёт много людей. Проект получил критические замечания со стороны Ассоциации транспортных инженеров: по словам представителя ассоциации, идея автобусов по вызову апробировалась уже много раз — например, в Лондоне и Хельсинки — и всегда оказывалась нерабочей.
В ноябре 2019 «Росэлектроника» объявила о завершении работы над «умными» фонарями: специальные станции оснащены солнечными батареями, которые дают энергию для освещения улиц в тёмное время суток автоматически включающимися светодиодными лампами. Также станция может раздавать интернет по Wi-Fi и одновременно заряжать до шести устройств с разными стандартами подключения.
КТО ВЫИГРАЕТ?
Внедрение автоматизированного управления светофорами в тех же Нидерландах уже в первую неделю показало сокращение времени в пути в час пик на 10 %. Согласно данным портала smartwayz.nl, больше всего от «умных» светофоров выигрывали грузовики и экология: движение увеличилось на 17 %, а благодаря тому, что грузовикам не приходилось останавливаться и ускоряться, на 2 % сократились выбросы углекислого газа.