Отходы вместо щебня: российские учёные создали новый материал для строительства дорог
Сотрудники Дальневосточного федерального университета разработали новый материал для строительства дорог, его получают из смеси производственных отходов. Как сообщается на сайте университета, последние полтора года учёные проводили эксперимент на территории Казахстана: полученный композит показал очень высокие водо- и морозостойкость и низкие значения расширения/сжатия при перепаде температур.
Для приготовления смеси использовали производственные отходы Карагандинского металлургического комбината и местного суглинка, которые потом соединили с отходами известкового производства.
В результате реакции выщелачивания получился уплотняющийся гель, который затем переходит в камнеобразное состояние. Заведующий лабораторией использования вторичных ресурсов Инженерной школы ДВФУ Андрей Таскин пояснил, что использование такого материала вместо песка и щебня в качестве дорожного основания будем куда более быстрым и выгодным.
«Подобные технологии не только экономически эффективны, но и помогают решить проблему утилизации опасных для окружающей среды промышленных отходов», — добавил Андрей Таскин.
Автор разработки Всеволод Мымрин, профессор Федерального технологического университета штата Парана (Бразилия), объяснил, что в композите тяжелые металлы стали частью новых образований, то есть оказались химически связаны на уровне атомов и перестали представлять угрозу для окружающей среды. Материал может считаться экологически чистым и соответствует строгим санитарным нормам.
Ученый заявил, что ремонтировать такую дорогу можно будет вдвое реже, поскольку со временем композитная смесь становится только прочнее, в 1,5–2 раза превышая проектную прочность дорожного основания. Испытания новой дороги ещё продолжаются.
Механические свойства композита делают его пригодным не только для производства дорожных оснований, но и для изготовления таких строительных материалов как необожженный кирпич, блоки и аналогичные им компоненты. При этом сохраняется высокая экологическая и экономическая эффективность.