«Центральный» vs «Гагарин»: битва аэропортов в Саратове
До 21 августа 2019 года Саратов был уникальным городом – одним из немногих в мире, где аэропорт располагался не просто в черте города, а довольно близко от центра, буквально в четверти часа езды от главной площади. Как если бы в Москве самолеты садились прямо на Воробьевых горах. Недавно «в полях» за городом был построен новый хаб. Выиграли или проиграли от этого пассажиры и другие жители города? Разберемся.
Закат «Центрального»
Старый аэропорт, «Саратов Центральный» занимает 230 гектаров в Кировском районе города. Здесь располагаются умеренно респектабельные жилые кварталы – не элита, но и не спальные «человейники». Отсюда можно доехать за несколько минут на общественном транспорте до крупнейшего сосредоточения торговых центров – Сенного рынка. Еще недавно, авиапассажир мог, прибыв в Саратов, без труда уехать в любую точку города за 23 рубля.
Аэропорт "Центральный"
Будущий «Саратов Центральный» возник в 1931 году как грунтовая посадочная площадка для легких самолетов, с которых опрыскивали поля. Через пару лет открылись почтовые, а затем – почтово-пассажирские линии, появился одноэтажный деревянный павильон с залом ожидания. Первые самолеты летали только в города и села Саратовской области и ближайшие региональные центры. Первое десятилетие после войны главной воздушной гаванью Саратова был аэропорт с изящным названием «Разбойщина» в отдаленном пригороде, а в 1959 году было открыто двухэтажное здание аэровокзала в «Центральном».
Главным преимуществом старого аэродрома было его расположение, главным слабым местом – оно же. Из-за небольшой взлетно-посадочной полосы - 2222 метра в длину и 42 метра в ширину – он не мог принимать крупные воздушные суда. Удлинить полосу было некуда: город уже разросся вокруг взлетного поля. Однако в год «Центральный» пропускал через себя более 400 тысяч человек и с потребностями города на 800 тысяч жителей справлялся.
Определенные нарекания вызывал внешний вид аэропорта. Здание, перестроенное из летной школы, маленькой ротондой и шпилем на крыше, немного напоминало аккуратный полустанок. Внутри него помещался только крошечный зал ожидания на несколько кресел и аскетичный буфет, а для V.I.P. зала пришлось строить отдельный корпус.
Вход в VIP зал аэропорта Центральный
Официальными причинами переноса аэродрома «в поле» власти региона называли соображения безопасности и необходимость развития транспортной инфраструктуры. Сложно сказать, была ли безопасность полетов под вопросом: формально в приаэродромную зону «Центрального» попадал весь Саратов, но к аномально высокой аварийности это не привело.
Что касается необходимости развития, старый аэропорт трудно было назвать перегруженным. С момента распада СССР в России перестала существовать почти тысяча аэропортов, и Саратовская область не стала исключением. Так, в конце нулевых закрылся малоиспользуемый «Саратов Южный» - вспомогательный воздушный порт в Заводском районе города.
Реально существующая проблема в Саратове — нехватка свободного места для строительства, особенно в центре. После изменения законодательства об охранных зонах объектов культурного наследия строить в центре стало негде. Старинный купеческий «даунтаун», уже пострадавший от точечной высотной застройки, оказался почти что закрыт для девелоперов. Слабо освоенными остались только окраинные поселки, почти начисто лишенные инфраструктуры. И тут появляется возможность освоить 230 гектаров посреди самых оживленных улиц.
Рождение «Гагарина»
В 2007 году региональный Минтранс начал поиск площадки аэропорта. Через год он остановил свой выбор на селе Сабуровка, расположенном примерно в двадцати километрах от границы города, недалеко от берега Волги. Строительство велось с длительными перерывами; первым сроком сдачи был назван 2015 год, затем — 2016, 2017 и 2018. Строительство аэродрома финансировал бюджет, преимущественно федеральный, а возведение аэропортового комплекса взял на себя инвестор.
Строительство "Гагарина"
Взлетно-посадочную полосу начало делать саратовское ПАО «Волгомост» (с 2016 года перерегистрировано в Москве), затем контракт с ним был расторгнут, и завершало объект АО «Мостоотряд-99» из Дагестана. В процессе укладки ВПП дала шестисотметровую трещину, о чем прессе сообщил глава Росавиации Александр Нерадько.
Глава Росавиации Александр Нерадько
«Волгомосту» предъявили претензию за устройство слишком слабого основания полосы, из-за чего работа их преемников оказалась испорчена. Возникла опасность новых переносов сроков сдачи, потому что полосу пришлось бы разбирать и укладывать заново, однако по итогам экспертизы было решено этого не делать.
Аэровокзал в Сабуровке было решено строить только в 2013 году. До этого планировалось, что пассажиры будут проходить регистрацию в старом аэропорту, а затем ехать за город, чтобы улететь. Инвестором строительства аэровокзала выступила вексельберговская «Ренова», строительство было поручено подрядчикам из Турции.
Вокзал был возведен в обычном для этого типа строений конструктивистском стиле с застекленным фасадом. Впрочем, ответственный за строительство зампред регионального правительства Василий Разделкин утверждал, что в здании зашифрованы символы, связывающие его с Саратовской областью.
Аэропорт "Гагарин"
Например, плавная линия витринного стекла — это напоминание о волжской волне и одновременно о саратовской гармошке. Так или иначе, это современное здание, гораздо более просторное и светлое, чем старинный корпус с ротондой на крыше.
Строительство аэропорта обошлось федеральному и региональному бюджетам, а также инвестору в 22 миллиарда рублей.
Сравним
Что потерял и что приобрел пассажир, когда на смену «Центральному» пришел «Гагарин»?
- Цена билетов. На нее влияют тарифы аэропорта. Так, цена обслуживания одного пассажира в «Центральном» составляла 82 рубля, в «Гагарине» она составила 415 рублей. В результате билеты заметно подорожали, стоимость рейса в Москву может достигать 90 тысяч рублей. Иногда появляется возможность выкупить билет по сверхнизкой цене, менее 500, но вероятность этого — примерно как выиграть в лотерею.
- Транспортная доступность аэропорта. Удобство «Центрального» осталось непревзойденным. «Гагарин» находится примерно в часе езды от Саратова, и попасть туда непросто. Два автоподхода не слишком загружены, но один из них пересечен железнодорожным переездом, путепровод над ним пока существует только в проекте. На дороговизну парковок жители тоже успели пожаловаться. Можно воспользоваться электричкой, но она курсирует редко, и ее приезды никак не связаны с такими же редкими (пока) авиарейсами.
- Комфорт. Здесь «Гагарин» уверенно выигрывает: просторный, с современными залами ожидания и полноценным относительно недорогим сетевым кафе, чек которого всего на 10-20% выше, чем в городе.
- Работа в трудных погодных условиях. «Центральный» задерживал рейсы во время сильных туманов. Предполагалось, что «Гагарин», расположенный в другом рельефе, не будет иметь таких проблем, но в реальности и он меняет расписание из-за погоды. Более того, его категория формально позволяет работать только при идеально чистом небе.
- Возможность развития. Казалось бы, «Гагарин» с ВПП длиной 3,2 километра относится к классу А и может принимать более тяжелые воздушные суда, чем принимал «Центральный» с полосой на километр короче. Однако к разительным переменам для пассажиров это не привело: пока в Саратов летают примерно такие же самолеты, что и раньше.
P.S. Старый аэропорт закрыт, в центре Саратова появился обширный земельный участок для освоения. В социальных сетях городские активисты требуют разбить на этом месте парк. Губернатор требует создать план «комплексного освоения территорий». Бизнесмены предлагают сделать на этом месте деловой центр. Что получится — интересно будет посмотреть.
Иван Ильин, специально для "Трансстройньюс"