В Донском университете разработали новый метод для выявления дефектов на дороге
Исследователи Донского государственного технического университета (ДГТУ) разработали новый метод для выявления дефектов автомобильных дорог, который позволит установить проблемы без снятия покрытия и вовремя начать ремонт дорожного полотна, сообщила в понедельник пресс-служба Минобрнауки России.
По словам доцента кафедры «Автомобильные дороги» ДГТУ Артёма Тиратуряна, модель позволяет задать все необходимые для расчетов параметры: толщину слоев асфальтобетона, оснований и грунтов. За счет этого можно воспроизвести на компьютере так называемую расчетную чашу прогибов (то, как трасса деформируется под нагрузкой.
По словам ученого, чтобы дефект был устранен, необходимо решать проблему на уровне грунта, который, например, может быть слишком увлажнен, либо при строительстве дороги может быть в целом нарушена система отведения воды. Если не учесть подобные изменения, то дорожное полотно будут разрушаться ежегодно. Предложенная в ДГТУ разработка сочетает в себе применение математических моделей и инструментальных измерений, что позволяет определить, на каком уровне и в каком слое возникла проблема.
Для этого, как отмечают авторы работы, в модели закладываются идеализированные параметры - механических свойств каждого слоя - и далее расчетные показатели накладываются на полученные экспериментальными методами данные. Прочность дорог исследователи измеряют с помощью установки, которая позволяет имитировать реальную нагрузку автотранспорта, а установленные на ней датчики регистрируют деформации. Полученные данные ученые сравнивают с проектом, и если они расходятся, то дают рекомендации о необходимости ремонта.