Дептранс Москвы - про народный каршеринг, самокаты и скоростной режим
За последние несколько лет департамент транспорта Москвы стал одним из самых популярных ведомств: его упоминают и в официальных СМИ, и в неофициальных телеграм-каналах. Без комментариев дептранса не обходится ни одно значимое транспортное событие, будь то скоростной режим или самокаты.
Мы собрали вопросы, которые интересовали нас и наших читателей, и направили их в Дептранс. Получилось познавательно.
Столичный Дептранс известен своей довольно непримиримой позицией по части снижения – нештрафуемого порога скорости (и мы всячески поддерживаем эту позицию). Недавно вы объявили сбор предложений от жителей Москвы по увеличению или снижению скоростного режима на улицах города. Каковы следующие шаги в этом направлении? Как именно будет выстраиваться работа с тем же ГИБДД, которая, с одной стороны, поддерживает, а с другой - её глава регулярно выступает против снижения не то, чтобы нештрафуемого порога, а даже просто скорости в городах?
Превышение скорости — самое частое нарушение в Москве. В этом году число аварий из-за этого и пострадавших в них выросло на 11% и 16% соответственно. В Москве самые низкие штрафы и самый высокий нештрафуемый порог в мире – 20 км/ч. Скорость 80 км/ч допустима в городе, при этом вероятность смерти для пешехода на ней — 60%. Для детей ситуация еще хуже. Если взять улицы, где разрешено ехать 80 км/ч, с нештрафуемым порогом — 100, у пешехода нет шансов выжить.
Единственный способ снизить число смертельных аварий — снизить скоростной режим и ненаказуемого порога в городе. 3 мая мы открыли сбор предложений жителей на тему изменения скорости в Москве, и нам пришло уже более 700 идей. Скорость на маленьких улицах и в переулках нужно снижать — с этим согласны 70% москвичей.
Сейчас мы с коллегами отрабатываем все поступившие запросы от горожан. До конца лета вместе с экспертами УГИБДД, института МАДИ и сотрудниками ЦОДД будем анализировать все предложения, в сентябре, думаю, мы поделимся результатами и расскажем о принятых решениях.
Ваш телеграм-канал стал полезным подспорьем для москвичей благодаря специальному боту (или даже не одному) через который принимаются предложения. Какая тематика вызвала наибольший отклик у горожан? Какие предложения принимаются прямо сейчас и какие акции (если возможно анонсировать) стоит ждать москвичам в будущем?
Мы регулярно проводим краудсорсинговые проекты - жители присылают нам свои идеи, а мы воплощаем их в жизнь. По предложениям жителей мы организовываем пешеходные переходы, меняем схемы движения, организовываем парковки и новые велодорожки, открываем пункты велопроката, организовываем новые ночные маршруты. Недавно мы объявили «Марафон идей 2.0» - меньше, чем за 2 недели мы собрали 1650 предложений. Самыми популярными темами предложений стали новые пешеходные переходы, изменение дорожной разметки и знаки, МЦД и маршрутная сеть.
Мы постоянно на связи с москвичами и собираем предложения от них. В день нам приходят десятки вопросов и идей в наш чат-бот. Каждое предложение мы анализируем, отвечаем на вопросы. Мы благодарны жителям за такую активную позицию.
Платные парковки и парковки для резидентов – будет ли увеличено число последних и оправдало ли себя изменение тарифов, которое было введено в апреле текущего года? На каких улицах эксперимент был наиболее удачным?
На данный момент в Москве организовано уже почти 900 парковочных мест для резидентов, на которых могут парковаться только владельцы резидентных разрешений и разрешений для многодетных семей. Только за последние 2 недели в Хамовниках, Сокольниках, Измайлове, Пресненском, Таганском, Мещанском и Донском районах было создано 159 таких парковочных мест. До конца 2021 года их количество превысит 1000.
На улицах, где с апреля 2021 года появились новые платные парковочные места или изменились тарифы на парковку, снизилась загрузка, автомобили больше не стоят в несколько рядов, создавая помехи для других участников дорожного движения. Кроме того, на парковках появилось больше свободных мест для жителей.
Положительные результаты были сразу заметны на большинстве улиц: к примеру, на Пыжевском, Скатертном, 3-м Лихачевском переулках, Мукомольном проезде, Автомоторной, Выборгской улицах и других.
В конце апреля был анонсирован запуск народного каршеринга «Рули». На какой стадии проект сейчас, как проходит тестирование, сколько заявок уже получено? И когда ждать полноценного запуска?
В наш уникальный проект «Рули» пришло уже около 1 000 заявок на участие, среди них и собственники автомобилей, и люди, которые планируют брать автомобиль в аренду.
На этой неделе мы начали выдавать доступ к функционалу сдачи в аренду первым подключенным автовладельцам. В ближайшие месяцы мы будем дорабатывать сервис, чтобы запустить его в расширенном режиме уже этой осенью. Это нишевый и уникальный сервис, который позволит жителям города выбирать - каким видом транспорта воспользоваться именно сегодня.
Сейчас мы общаемся с автовладельцами: уточняем детали, отвечаем на их вопросы и записываем на установку оборудования, собираем обратную связь. Пока ещё есть возможность попасть в закрытую группу первых пользователей. Для этого необходимо зарегистрироваться в приложении mos.ru/ruliapp.
В июне «Коммерсант» писал о том, что обнаружил на портале закупок тендер на развитие единого транспортного портала «Московский транспорт». Согласно техзаданию, речь идёт о создании модуля «Расчет стоимости владения личным автотранспортом». Функционал модуля позволит рассчитать все расходы и потом предложить владельцу транспорта другой способ перемещения по городу. 17 июня должны были подвести итоги конкурса, расскажите, пожалуйста, на какой стадии сейчас эта заявка и стоит ли ждать (и когда) новой функции в приложении?
Мы хотим предложить пользователям нашего сайта и приложения алгоритм, который рассчитает стоимость на разных видах транспорта, покажет самые удобные маршруты и возможные виды транспорта. После чего пользователь сможет выбрать, как ему удобней добраться до необходимого ему места. В едином приложении MaaS до конца года можно будет забронировать такси, каршеринг, велосипед, пополнить «Тройку» и оплатить это все единым чеком. До конца года мы планируем интегрировать различные сервисы в единое удобное приложение, которое обеспечит мобильность и повысит комфортность поездок москвичей.
Самая горячая и травмоопасная тема последнего времени - самокаты. Недавно дептранс анонсировал введение так называемых «медленных зон» в черте города для арендованных самокатов, оправдала ли себя эта мера? Будут ли приниматься ещё какие-либо шаги для более безопасного перемещения самокатов? Есть ли у владельцев этого вида транспорта самые популярные маршруты, если да, то какие?
Средства индивидуальной мобильности (самокаты, моноколеса и тд) – это новый вид городского транспорта. И, к сожалению, за последние 5 месяцев в Москве произошло 58 аварий с СИМ. Чаще всего ДТП случались во дворах жилых домов. При этом, 92% происшествий — личный транспорт. 11 тыс. самокатов шеринга — всего лишь 8% от этого вида транспорта в Москве.
Для повышения безопасности и снижения количества ДТП с СИМ мы обновили правила работы сервисов шеринга, ввели «медленные зоны» для электросамокатов — операторы автоматически ограничивают скорость там, где быстрая езда может быть опасна для пешеходов.
Сейчас в Москве уже более 60 «медленных зон» для электросамокатов, скоро число зон возрастёт до 83. Мы и дальше продолжим делать все возможное, чтобы повысить безопасность передвижения для всех участников дорожного движения.
Но, к сожалению, не все зависит от инфраструктуры. Передвигаясь на самокатах и моноколесах, необходимо соблюдать правила, быть внимательным, не разгоняться, а при переходе дороги, везти самокат или моноколесо рядом.
На недавно проходившем урбанистическом форуме Максим Ликсутов анонсировал проект «Зелёное кольцо», автором которого выступает австрийский специалист по транспортному планированию Майкл Цайлер. Расскажите, пожалуйста, поподробнее о проекте?
Велосипед стал частью транспортной системы Москвы. Горожане и гости столицы активно используют альтернативные виды транспорта: велосипеды, самокаты, гироскутеры и другие. По итогам велосезона 2020 года только на городских прокатных велосипедах было совершено 5,7 млн. поездок.
Чтобы поддержать тренд и сделать поездки москвичей комфортнее и безопаснее, мы разработали концепцию развития маршрутов для велосипедистов. Она получила название «Зелёное кольцо». Протяженность составит около 100 км. Это закольцованный велосипедный маршрут, который объединит магистрали, ТПУ и парки. На маршруте появятся станции велопроката, сервисные павильоны, велопарковки и навигация. Связанная и безопасная вело-инфраструктура позволит горожанам быстро и комфортно добираться от транспортно-пересадочных узлов до «зеленых зон» на велосипеде.
Что касается инноваций: расскажите, пожалуйста, какие технические средства, которые сейчас устанавливаются на улицах города, вам кажутся наиболее востребованными? Что думаете о проекционных пешеходных переходах? В Зеленограде в июне появилось специальное дорожное покрытие, которое «передаёт» сигнал светофорам, стоит ли ждать появления подобных интеллектуальных систем в других местах и если да, то каких? А также какие инновационные средства, по вашему мнению, еще не появились в столице, но были бы весь эффективными- для безопасности дорожного движения?
Мы активно следим за развитием новых IT-решений, внедряя их в транспортную жизнь города. Основа ИТС – внедрение искусственного интеллекта в работу наших систем. Сегодня мы запустили несколько проектов, которые построены на искусственном интеллекте. Это система фотовидеофиксации, система умной видеоаналитики «сфера», система мониторинга речного транспорта, внедрение «умных» перекрестков, система контроля наземного пассажирского транспорта и другие.
В столице действует одна из самых эффективных и развитых в мире систем фото-видеофиксации. Сейчас в городе установлено более трёх тысяч комплексов. Кроме своей основной функции - контроля за соблюдением ПДД - камеры служат детекторами для подсчета автомобилей (анализ загруженности магистралей) и используются для поиска угнанных автомобилей. В планах ЦОДД обновить систему управления светофорами, запустить современную систему видеоаналитики «инцидент-менеджмент» на дорогах, которая будет сообщать о всех штатных и нештатных ситуациях на дороге.
Мы внедряем в городе «умные» перекрестки. Городской и личный транспорт быстрее проезжают такие перекрестки. Пешеходы меньше времени ждут на переходах. Но за счет чего достигается этот эффект? На подступах к «умному перекрестку» под асфальт монтируют датчики (по-умному - индуктивные петлевые детекторы), которые взаимодействуют со светофорами. Детектор фиксирует приближение, например, трамвая, включает зелёный пешеходам, отсчитывая заложенное время на высадку-посадку и затем переключает зелёный для проезда.
Да, система рассчитана на то, чтобы дать приоритет автобусам, трамваям, электробусам. Однако выигрывают не только пассажиры общественного транспорта. При совместной работе датчиков и светофоров увеличивается пропускная способность перекрестка в целом, поэтому автомобилисты и пешеходы тоже экономят время.
Технология проверена временем в тех странах, где постоянно совершенствуют организацию движения. Сингапур и Сидней используют систему SCATS, которая строится на том же принципе – датчики в асфальте. Здесь добились того, что время в пути у водителей личного транспорта сократилось на 28-30%. Похожие способы управления трафиком используют в Стокгольме, Лос-Анджелесе, Хельсинки и др.